Об особенностях архитектурно-художественного развития конца 1950-х годов

 

* Из статьи М. Усейнова «Архитектура Азербайджана на пути творческой перестройки» в журнале «Архитектура СССР», 1960, № 12, стр. 8—9.
 
[...] Новые возможности, которые дает научно-технический прогресс строительства, чрезвычайно серьезно поставили перед нами вопросы творческой направленности, вопросы стиля социалистической архитектуры. Декоративные излишества, механическое воспроизведение архаических архитектурных форм отошли в прошлое или проявляются лишь в виде отдельных рецидивов. Теперь, когда перестройка творчества архитекторов уже дала некоторые реальные результаты, назрели условия для дальнейшего правильного разрешения этих весьма важных вопросов. Ведь строительство ближайших лет должно определить облик городов и сел нашей страны на десятилетия вперед.
 
В новых градостроительных приемах, в проектировании и строительстве крупных жилых массивов, в создании новых типов сооружений постепенно кристаллизуются черты нового стиля социалистической архитектуры. Нельзя представить себе, что стиль сооружений массового строительства будет одним, характер «уникальных» зданий — каким-то другим, а малых форм и интерьеров — третьим. Однако подобные явления еще наблюдаются в практике последних лет. В массовом жилищном строительстве архитекторы идут по пути поисков новых средств выразительности, средств, присущих природе самих зданий. Но архитектура некоторых общественных зданий подчас свидетельствует о механическом перенесении в нашу практику приемов и решений главным образом внешних форм, бездумно заимствованных из зарубежных журналов.
 
Наши усилия необходимо направить на повышение общей культуры проектирования, на изучение возможностей, которые дают современные конструкции и новые строительные материалы. Чем проще решение, тем больше требуется творческой работы архитектора для того, чтобы сделать его выразительным. Не меньше требуется усилий и для его высококачественного осуществления. Низкое качество строительства подчас дискредитирует стремление к выразительной простоте архитектуры. Стремясь к достижению такой простоты, нельзя забывать о проблеме эстетической выразительности в архитектуре.
 
Единство социального содержания архитектурных сооружений, отличающихся только некоторыми местными особенностями, определяет своеобразное единство художественных образов в советском зодчестве.
 
Путь развернутого строительства коммунизма, по которому идут народы нашей многонациональной страны, способствует расширению и углублению процесса дальнейшего сближения социалистических наций. Необходимо подчеркнуть абсолютную неприемлемость попыток архаизации облика современных сооружений ради придачи им «национального своеобразия». Речь может идти только о глубоком проникновении в творческую лабораторию зодчих прошлого, для выявления принципов, которыми они руководствовались при решении тех или иных архитектурных задач.
 
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).