Теория современной архитектуры

Кендзо Танге: Архитектура в современной жизни

Кендзо Танге: Архитектура в современной жизни

Статьи Кендзо Танге: «Техника и человек» (1960), «Эстетизм и витализм» (1960), «Моё мнение» (1960), «Памяти Ле Корбюзье» (1965). Перевод И.С. Глускер, А.Е. Сумеркина и А.В. Иконникова. Публикуются по изданию «Архитектура Японии: Традиция и современность». Издательство «Прогресс», М., 1976

Джо Понти: Любите архитектуру

Джо Понти: Любите архитектуру

Фрагменты из книги Джо Понти (Gio Ponti) «Любите архитектуру» (Amate L’architettura, 1957) и из интервью «Пятьдесят вопросов — пятьдесят ответов». Перевод Р.А. Кацнельсон. Публикуются по изданию «Мастера архитектуры об архитектуре», издательство «Искусство», М. 1972.

Кендзо Танге о проектировании жилых зданий

Кендзо Танге о проектировании жилых зданий

Статья «Кендзо Танге о проектировании жилых зданий» (Профессор Танге и проектирование жилых зданий. Традиции и послевоенный функционализм. Дома удобные и неудобные. Прототип жилого дома. Массовое производство. Подходы «извне» и «изнутри». Уровни пространственного восприятия. Город и дом. Почему необходимы площади? Новые архитектурные идеи.). Опубликована в журнале «The Japan architect», IV, 1966 (№ 118). Материалу придана форма дискуссии между Танге и профессором Кацуо Синохара, архитектором, специализировавшимся в строительстве индивидуальных жилых домов. Перевод И.С. Глускер и А.Е. Сумеркина.

Направления в современной архитектуре. Дискуссия между Кендзо Танге и Арата Исодзаки

Направления в современной архитектуре. Дискуссия между Кендзо Танге и Арата Исодзаки

Направления в современной архитектуре. Дискуссия между Кендзо Танге и Арата Исодзаки, опубликованная в журнале “Japan architect”, VII, 1970 (№165): Распад СІАМ. Индивидуальный метод. Распад архитектуры. Кевин Ррош и Соединённые Штаты. Проблемы семидесятых годов. Публикуется по изданию «Архитектура Японии: Традиция и современность». Перевод А.В. Иконникова. Издательство «Прогресс», М., 1976 

Хуго Херинг: об архитектуре

Избранные отрывки из статей Хуго Херинга: Путь к форме. Художественные и структурные проблемы строительства. Дом как органическое образование. Перевод выполнен Б.Б. Келлер. Публикуются по изданию «Мастера архитектуры об архитектуре», издательство «Искусство», М. 1972.

Ээро Сааринен: об архитектуре

Ээро Сааринен: об архитектуре

Избранные отрывки из статей Ээро Сааринена: Изменяющаяся философия архитектуры. Шесть мощных течений в современной архитектуре: Райт и органичное единство. Вурстер, Беллуски и современная архитектура. Аалто и европейские индивидуалисты. Ле Корбюзье – функция и пластика форм. Гропиус – архитектура эры машин. Мис ван дер Роэ, творец формы. Нерви и Фуллер – инженеры-ученые. Завтра – новая великая архитектура. Функциональность, конструкция и красота: Техника. Пластика формы. Цвет, текстура и орнамент. Окружение. Выразительность. О целостности архитектуры и её влиянии на формирование жилищ. Перевод М.Д. Канчели.

Петер Беренс: об архитектуре

Петер Беренс: об архитектуре

Избранные отрывки из статей Петера Беренса: Из манифеста «Праздник жизни и искусства» (Театр как высший символ культуры). Что такое монументальное искусство? Искусство и техника. Переводы выполнены М.Д. Канчели и А.Б. Маховым. Публикуются по изданию «Мастера архитектуры об архитектуре», издательство «Искусство», М. 1972.

Луис Генри Салливан: об архитектуре

Луис Генри Салливан: об архитектуре

Избранные отрывки из книг и статей Луиса Генри Салливана (Louis Henry Sullivan): Орнамент в архитектуре. Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения. Беседы в детском саду. Об исторических стилях. Что такое архитектура? Автобиография идеи. Публикуются по изданию «Мастера архитектуры об архитектуре», издательство «Искусство», М. 1972. Перевод Д.Ф. Соколовой и М.Д. Канчели.

«Круг тотальной архитектуры». Вальтер Гропиус. Scope of Total Architecture, Walter Gropius

«Круг тотальной архитектуры». Вальтер Гропиус. Scope of Total Architecture, Walter Gropius

Книга В. Гропиуса «Круг тотальной архитектуры» сразу после её появления вызвала многочисленные отклики в архитектурных и художественных кругах многих стран мира. Её рассматривали не только как подведение итогов многолетней теоретической работы создателя Баухауза и руководителя архитектурного отделения Гарвардского университета, но и как важный этап в развитии современной теории культуры. (Scope of Total Architecture. New York. Harper and Bros, 1955). В журнале «Декоративное искусство СССР» (1965, № 4) был опубликован частичный перевод этой книги с немецкого издания (выбор материала и перевод В. Тасалова).

«Модулор-1» Ле Корбюзье. Le Corbusier, Mod 1

«Модулор-1» Ле Корбюзье. Le Corbusier, Mod 1

Книга Ле Корбюзье «Модулор-1» была издана в Париже в 1950 г. Книга «Модулор-1» посвящена изложению многолетнего опыта научно-исследовательских и практических работ проектной мастерской, руководимой Ле Корбюзье, по созданию новой системы пропорциональных отношений, основанных на размерах человеческого тела. Книга «Модулор» отнюдь не научный трактат. Это, скорее, мемуары автора, увлекательная история его работы над пропорциями, переплетающаяся с мыслями об архитектуре, беседами с друзьями и спорами с противниками. Модулор не случаен; он является звеном развития теории архитектурных пропорций, основанным на ранее известных системах, которые разрабатывали в античности, в средние века, в эпоху Возрождения и в наши дни.

«Модулор-2» Ле Корбюзье. Le Corbusier, Mod 2

«Модулор-2» Ле Корбюзье. Le Corbusier, Mod 2

Книга Ле Корбюзье «Модулор-2» служит продолжением книги «Модулор-1». Изданная спустя пять лет после первой книги, она рассказывает о результатах применения пропорциональной системы. Здесь приводятся многочисленные высказывания тех, кто пользовался Модулором, и делается попытка рассматривать его как рабочий инструмент, применимый в архитектуре и механике. Необходимо помнить слова Корбюзье о том, что Модулор — это не канон. «Иногда мне показывают неудачные, плохо скомпонованные проекты, оправдывая тем, что это сделано по Модулору. Тем хуже для Модулора, отвечаю я... Если Модулор приводит Вас к этому безобразию, выкиньте его. Вашим единственным критерием должны служить ваши глаза...» Так оценивает Модулор сам его автор.

«Тотальная архитектура» — утопия или реальность? В. И. Тасалов

«Тотальная архитектура» — утопия или реальность? В. И. Тасалов

Вальтер Гропиус давно причислен к «четырем великим» современной архитектуры (вместе с Фрэнком Ллойдом Райтом, Шарлем Ле Корбюзье и Людвигом Мис ван дер Рое). Хотя он построил немало сооружений, ставших классическими образцами современной архитектуры, сам он лично никогда не стремился к такой открыто индивидуальной архитектурной продуктивности, как это было характерно для Райта, Корбюзье и Мис ван дер Рое. Рядом с этими мастерами величие Гропиуса раскрывается прежде всего в колоссальной разработанности и духовной напряженности его идейной концепции для современной архитектуры, сливающей в одно нерасторжимое целое все названные выше факторы и еще много других.

Вальтер Гропиус: статьи и выступления 1910-1965

Вальтер Гропиус: статьи и выступления 1910-1965

Традиции и преемственность в архитектуре • Программа учреждения «Всеобщего домостроительного общества» на единой художественной основе • Роль форм промышленной архитектуры в образовании стиля • Предложения по созданию учебного заведения в качестве консультационной организации по художественным вопросам для промышленного, ремесленного и кустарного производств • Программа Государственного Баухауза в Веймаре • Выступление перед учащимися Государственного Баухауза на выставке студенческих работ в 1919 году • Устойчивость идеи Баухауза • Идея и структура Баухауза • Предисловие к книге «Постройки Баухауза в Дессау» • Систематическая подготовка рационального жилищного строительства • Речь на открытии Высшей школы формообразования в Ульме • Роль архитектора в современном обществе

Модулор Ле Корбюзье, его значение и перспективы практического применения. Д. Хазанов

Модулор Ле Корбюзье, его значение и перспективы практического применения. Д. Хазанов

Новое в Модулоре — это не только более четкое и ясное сочетание шкалы размеров золотого сечения и канона фигуры человека по сравнению с прежними построениями и не только современная динамическая схема «движущегося в пространстве» человека с поднятой рукой, о которой говорит Гидион. Новым является также трактовка Модулора как рабочего инструмента и превращение абстрактной схемы в рабочий метод, процесс применения которого показан на ряде практических примеров. Поиски творческого метода назначения пропорциональных размеров зданий и их частей характерны и для некоторых других архитекторов, но они не получили такого кристаллически четкого завершения, как в Модулоре.