Строительство, индустриализация, тип и стандарт

 

1933 г.
 
Из статьи «Принцип зодчества». — Журнал «Архитектура СССР», 1933, № 5.
 
[...] Я считаю, что и строительное дело — это не просто ремесло, а подлинное искусство. Поэтому место архитектора не только за проектным столом, но и на стройке. [...]
 
[...] Кстати о так называемых «технико-экономических данных» задания. Очень легко, пренебрежительно махнув на них рукой, начать фантазировать. Но это занятие самое безответственное и бесплодное. Сила проектировщика именно в том, что он добивается максимальных художественных результатов, исходя только из наличных ресурсов и конкретных условий. [...]
 
 
1940 г.
 
Из статьи «О некоторых принципах зодчества».— «Строительная газета», 1940, 12 января.
 
[...] Подлинность, правдивость материала имеет огромное значение в архитектуре. Сила воздействия архитектурного памятника на человека, тектоническая мощь выражения стены (речь идет о стене из камня) в большей степени зависит от умения правдиво подать материал, из которого возведено здание, — чтобы камень максимально играл всей своей сущностью, мрамор был мрамором и дерево — безусловно деревом. [...]
 
1953 г.
 
Из статьи «Архитектура крупнопанельных здании». Журнал «Архитектура СССР», 1953, № 3.
 
[...] Крупные панели — это новое слово техники. Они требуют смелого решения, но осторожного, с обязательным испытанием проектных предложений в опытном строительстве.
 
[...] Очень важен вопрос о стыке стеновых панелей. Некоторые архитекторы эту проблему ненужно усложняют. Боязнь открытого шва заставляет их вводить лишние детали, маскирующие стыки между панелями. Эти накладные элементы, совершенно ненужные конструктивно, ведут к неоправданной затрате материалов, ограничивают художественные возможности архитектуры. Стеновые панели высотой в этаж помогут создать новый масштаб дома, созвучный грандиозному размаху нашего строительства. [...]
 
[...] Предприятия строительной индустрии должны изготовлять свою продукцию так, чтобы мы могли любоваться четкостью и безупречной чистотой линий и поверхности заводской панели. Высокая точность работ — вот необходимое условие новых методов домостроения. [...]
 
[...] Для решения архитектуры крупнопанельных домов особенно важно иметь полную возможность свободно лепить объемы здания. Ведь в этих условиях архитектор не должен широко пользоваться тонкими соотношениями членений стены, нюансами в пластике, декоративными деталями на стене — это противоречит как интересам конвейерного производства и монтажа панели, так и тектонической выразительности этого нового материала. Здесь, чтобы добиться выразительности архитектуры, нужно интересно строить крупные массы композиции, использовать объем, пространство, силуэт. [...]
 
[...] Единство в многообразии — ведущий принцип художественных ансамблей — должен быть развит в условиях крупнопанельного строительства. [...]
 
[...] Преодолеть однообразие, которое может быть вызвано индустриализацией строительства и стандартом элементов, ни в чем не снижать высокие требования к своему искусству, найти подлинно реалистическое выражение облика крупнопанельных домов, создать при этом новый масштаб наших городов — трудная и почетная задача советских архитекторов. [...]
 
[...] На наш взгляд, типовым должно называться только самое лучшее, из лучшего лучшее. А у нас еще многие смотрят на типовое, как на нечто второстепенное или, в лучшем случае, среднее. Отсюда напрашивается очень важный вывод. Массовое, типовое — вот что в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому нам необходимо создать хорошие проекты, типы удобного, экономичного, красивого жилья. Нужно разработать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей. [...]
 
[...] Я глубоко убежден, что удешевление и индустриализация массового строительства, стандартизация и типизация не противоречат, а способствуют задаче создания красивой, величественной и радостной архитектуры коммунизма. Если мы правильно решим проблему индустриализации, то сможем по-настоящему поднять нашу архитектуру на более высокую ступень, еще более поможем быстрейшему становлению советского стиля архитектуры. На этом пути у нас имеется полный простор для новаторства.[...]
 
1951 г.
 
Из статьи «О работе архитектора на строительстве». Сб. «Советская архитектура», 1951, № 1.
 
[...] Архитектор должен знать в совершенстве строительное дело, владеть наиболее передовыми методами организации строительных работ, самостоятельно давать строителям — рабочим и десятникам — указания, обеспечивающие высокое качество архитектуры. Архитектор должен хорошо знать и настойчиво внедрять в строительство лучшие новые прогрессивные материалы и конструкции. Индустриализация строительства требует от архитектора особенно четкой работы на постройке, требует непрерывного пополнения знаний во всех областях архитектуры и строительного искусства. Архитектор не должен быть белоручкой — только рисовальщиком. Он не должен гнушаться черновой работы в проектировании и на строительстве; без этого не может быть творческого успеха зодчего. Только работа на строительстве поможет молодому архитектору правильно определить свой дальнейший жизненный путь, определить свое подлинное место в великом искусстве архитектуры. [...]
 
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).