Из «Тезисов к ПРОУНУ (от живописи к архитектуре)»
* Тезисы написаны Лисицким в 1920 г. На их основе автором написана статья, опубликованная в журнале «De Stijl» № 5—0 (июнь) за 1922 г. Сохранился машинописный экземпляр тезисов на немецком языке, подписанный Лисицким (частный архив). Его текст несколько отличается от опубликованного варианта. Так, в отличие от опубликованного, этот текст имеет многое разъясняющий подзаголовок «От живописи к архитектуре», тезисы пронумерованы, в опубликованном варианте предпоследний абзац отсутствует, а в последнем абзаце вместо «1.2.3» стоит «с помощью элементов ВСЕХ измерений» и др. Публикуемые впервые па русском языке тезисы даны по машинописному варианту (пер. И. Л. Лисицкого). Тезисы во многом совпадают по содержанию с докладом о ПРОУНах, прочитанном Лисицким в ИНХУКе 23 сентября 1921 г., но в них есть ряд по-иному сформулированных положений, уточняющих смысл и цель ПРОУНов.
Не мироиллюзии, а мирореальность
1. ПРОУНом мы назвали станцию на пути строительства новой формы. [...] От изобразителя художник становится созидателем (строителем) форм нового мира — мира предметности. Это созидание не означает конкуренции с инженером. Пути искусства еще не пересеклись с путями науки.
2. ПРОУН — это творческое построение формы (исходя из овладения пространством) с помощью экономичной конструкции применяемого материала. Задача ПРОУНа — поэтапное движение на пути конкретного творчества, а не обоснование, объяснение или популяризация жизни.
Путь ПРОУНа пролегает не в узко ограниченных и раздробленных отдельных научных дисциплинах — строитель объединяет их все вместе взятые в своем экспериментальном исследовании.
Путь ПРОУНа — это не непоследовательный путь отдельных научных дисциплин, теорий и систем, а это ясный путь изученного влияния — действительности. [...]
4. Мы исследовали первые ступени нашего построения, заключенного в двухмерном пространстве, и обнаружили, что оно так же прочно и обладает такой же силой сопротивления, как и сама земля. Мы строим в этом пространстве точно так же, как на земле, и поэтому должны исходить из понятий гравитации и силы притяжения как основы всего, что строится на земле. В ПРОУНе взаимодействие результатов силы тяжести проявляется в новом качестве. Мы видим, что как поверхность (плоскость) картины ПРОУН прекращает свое существование и становится построением, обозреваемым со всех сторон, — рассматриваемым сверху и исследуемым снизу. Результатом чего является разрушение единственной оси, ведущей к горизонту. Вращаясь, мы ввинчиваемся в пространство. До сих пор мы непосредственно проецировали пространство на плоскость. Посредством ПРОУНа мы приходим к необходимости освобождения из этой проекционной плоскости. Мы придали ПРОУНу движение, получив тем самым множество проекционных осей, мы стоим между ними и перемещаем их. Основываясь на этом пространственном каркасе, мы должны приступить к определениям. [...]
10. ПРОУН по-мужски активно динамичен. ПРОУН движется от одной станции к другой по цепи совершения.
ПРОУН ведет в созидании будущего, охватывая по всем направлениям новый творческий коллектив: он начинает на плоскости, затем переходит и пространственному моделированию и далее к построению всех форм в жизни в самом широком смысле.
ПРОУН изменяет привычные формы искусств и оставляет картину мелочному индивидуалисту, который, запершись в своем кабинете и прячась сидя перед мольбертом, может один начинать свою картину и один заканчивать ее.
Будущая жизнь — это железобетонная плита коммунистического фундамента для народов всего мира. С помощью ПРОУНа на этом фундаменте построят единый город-коммуну, для жизни всего человечества предназначенный.
Таким образом, ПРОУН оставляет картину и художника с одной стороны, машину и инженера — с другой и идет дальше, вооруженный новыми элементами в созидании нового пространства, делит его с помощью элементов 1.2.3 измерений и строит новую многостороннюю, по единую образность нашей природы.
Витебск — Москва. 1920.
Добавить комментарий