Теастадион МОСПС в Москве. Доклад о проекте здания театра, разработанного в мастерской Никольского, тезисы и заметки

 

* ГПБ, Отдел рукописей, ф 1037, ед. хр. 360, лл. 1—9.
 
Доклад о проекте здания театра, разработанного в мастерской Никольского, тезисы и заметки *. 1930—1931 гг.
 
* Условия конкурса Теастадиона в Москве: конкурс объявляется комитетом по постройке здания между архитекторами: Щуко, Никольский — Ленинград; Ладовский, Мельников, ОСА, ВОПРА — Москва; Бруно Таут, Гропиус — Берлин; Корбюзье — Париж (из ГПБ, Отдел рукописей, ф. 1037, д. 358, л. 9).
 
 
Теастадион. Доклад 
Проблема театра 
Проблема современного театра
 
Проблема театра советского, пролетарского на сегодняшний день владеет умами не только специалистов по театру, ею заинтересовалась общественность, с ней близко столкнулся и архитектор
 
Трудностей для конкретного архитектурного разрешения этой проблемы много. Основные
полное переустройство нашей жизни
полное переустройство нашего быта
призыв к жизни и расцвет нашей общественности, новые формы 
ее проявления в жизни
элементы коллективности и массовости и т. д. и т. д. и т. д.
ставят перед архитектором труднейшую необходимость пересмотреть архитектурные традиции, основанные на старых, отживших и в подавляющем большинстве чуждых нам, нашему времени, бытовых традициях;
заставляют его перетряхнуть наследие прошлого
и на результатах этого критического разбора, на базе нашей современности дать новое, здоровое разрешение проблемы.
 
Это первая трудность.
Это первый необходимый этап архитектора-проектировщика.
 
2-я трудность гораздо серьезнее, потому что она лежит вне компетенции и специальности архитектора, — это отсутствие решения проблемы театра по существу специалистами театральн. дела и общественностью.
 
Вот это-то отсутствие определенного четкого и ясного задания архитектору и есть 2-я трудность.
 
Это обстоятельство неизмеримо усложняет и затрудняет работу архитектора, оно же сообщает работе архитектора огромный интерес, участием наравне со всеми специальностями в общей работе по решению театральной проблемы, давая простор архитектурной инициативе и изобретательству
говорить и спорить о степени актуальности проблемы на сегодняшний день излишне, сама жизнь, факты говорят об этом.
 
Театральный зал, не свыше чем на 3000 человек зрителей, спроектированный для Ленинграда по данному автору заданию, признается центром, сделанным без учета современных тенденций театральных постановок и на этом основании отвергается.
 
Харьков.
 
Все это, товарищи, подтверждает правильность моей характеристики состояния проблемы театра и ее актуальность, с одной стороны, а с другой — требует от архитектурного мира работы над этой проблемой и скорейшего ответа на нее. Архитекторы должны вплотную заняться разрешением этой трудной и неотложной задачи.
 
Мои соображения по этому поводу правильнее было бы разбить на две части
 
общие — основные
и конкретное решение задачи по заданию МОСПС.
Общих положений немного. Вот они:
массовость как основной принцип раб. театра
метод работы
отсюда секционность 10
ограниченность секционности 10
фойе — второй зрительный зал — сцена
сцена   массового  действия  и  зрительный зал — в  одном  объеме
театр, стадион
 
 
Из программы на проект теастадиона *. Общие соображения
 
* ГПБ, Отдел рукописей, ф. 1037, ед. хр. 358, л. 4.
 
В основу разрешения всего здания не желательно брать имеющиеся до сих пор штампы.
 
Своеобразие, смелость при разрешении тех или иных задач — должны лечь в основу для проектировщика, но без левого трюкачества, неоправданных, эстетических измышлений, прихоти, лжеконструктивизма, без всего того, что органически не вытекает из самой сущности задания.
 
Архитектурное разрешение сооружения должно представлять собой логическое развитие всего плана без каких бы то ни было искусственно-декоративных, удорожающих прибавлений.
 
Архит. внешность не может быть оторванной от того комплекса идей, которые вкладываются в основу сооружения центрального рабочего театра в эпоху социалистического переустройства.
 
Все сооружение должно давать совершенно ясное, без обиняков представление о своем назначении.
Примечание: даваемая характеристика, отдельные [...] частности и целевое назначение сооружения ни в коем случае не исключают возможностей для проектировщика внесения своих идей.
 
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).