Некоторые вопросы творческой направленности советской архитектуры на современном этапе

* Из статьи в журнале «Архитектура СССР», 1961, № 2, стр. 5—9.

 
[...] В основе творческой направленности современной советской архитектуры лежит всестороннее понимание архитектуры как единства материальной культуры и искусства.
 
Основное назначение произведений архитектуры состоит прежде всего в том, чтобы с помощью тех или иных материальных средств организовать пространство для различных социальных процессов жизни людей — труда, быта, отдыха. [...]
 
Архитектура не только отражает действительность, но сама является частью этой действительности. В этом заключается ее специфика и ее сущность.
 
Конкретные изобразительные возможности архитектуры намного меньше, чем у других искусств. Она не может без их помощи передавать определенные действия людей, воссоздавать облик явлений или предметов. Однако вспомним лучшие произведения архитектуры различных эпох. Разве не несут они в себе великие идеи, разве не позволяют почувствовать и осознать характер эпохи, ее главные политические и культурные особенности с такой необыкновенной впечатляющей силой, какая, быть может, недостижима ни для какого другого вида искусства?
 
Сила идейного, воспитательного влияния архитектуры в значительной мере обусловлена именно тем, что ее сооружения воздействуют на людей не только как произведения искусства, но и как часть созданной этими же людьми материальной среды, в которой они живут и трудятся. [...]
 
Содержанием архитектурного сооружения является его социальное назначение, которое представляет собой совокупность функционального и идейного требований к данному сооружению. Это содержание воплощается в определенных архитектурных формах, которые также представляют собой неразрывное единство технических и художественных средств архитектуры. [...]
 
Нам представляется, в частности, одним из важных признаков социалистического архитектурного стиля применение новых принципов пространственного построения зданий, сооружений и их комплексов. [...]
 
В градостроительстве, например, на смену старой концепции, отвечавшей формуле «пространство среди зданий», приходит новый принцип «здания среди пространства». [...] В пространственном построении отдельных зданий вместо замкнутых композиций, как бы противопоставляющих здания окружающей среде и проводящих резкую грань между внутренним решением и внешним обликом сооружения, появляется новый подход, характеризующийся открытыми свободными композициями, раскрытием внутреннего пространства и его органической связью с природным окружением. [...]
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).