Ритм в архитектуре

 

* Из книги «Ритм в архитектуре» (М., 1923).
 
Предисловие
 
В ряде других искусств архитектура занимает несколько обособленное место. С одной стороны, она является результатом целого ряда утилитарно-материальных и конструктивных условий, с другой — миром форм самоценных и отвлеченных до крайности. Если прочие пластические искусства, в своих самых абстрактных проявлениях, все же подвержены известной изобразительности, известному вне-формальному содержанию, то архитектура подобно музыке, в этом смысле есть самое чистое из всех искусств.
 
С момента своего зарождения до наших дней зодчество в своих формальных элементах, отдельных расчленениях и композиции масс одухотворено лишь одними законами ритма, определяющими собой подлинную сущность всякого архитектурного произведения. Вся история зодчества, по существу своему, является историей разнообразных проявлений этих чистейших динамических законов.
 
В Парфеноне и Palazzo Pitti, Реймском соборе и. Владимирском храме Успения *, в любых иных, разных по своим формальным выявлениям памятниках сказывается вечно действенное начало ритма. [...]
 
* Успенский собор во Владимире. Главный храм Владимиро-Суздальского княжества. 1158—1189.
 
1 [..] Ритмом проникнута вселенная. В движении планетных систем, в работающем человеке, в изгибе дикого зверя и струящемся потоке реки мы встречаемся с его законами. К какой науке ни обратиться, на каком жизненном процессе ни остановиться, — всюду мы увидим проявление ритма.
 
Все научные гипотезы, законы и философские мировоззрения есть не что иное, как стремление найти формулы и определения, выражающие ритмическое биение космоса.
 
Также и внутренний мир человека — деятельность легких и сердца, движение рук и ног — подвержен законам ритма, являющимся элементом психофизической природы.
 
Целым рядом историков культуры и путешественников замечено, что негры, арабы, зулусы во всех своих движениях, танцах, песнях, играх и работе сохраняют постоянное чувство ритма, которое соблюдают с большой точностью, так как оно исходит из органического существа людей.
 
Это какой-то высший регулятор, мудрый кормчий, руководящий всеми проявлениями деятельности во вселенной.
 
Он служит нам не только для облегчения работы, но и одним из источников эстетического удовольствия, элементом искусства, врожденным всему человечеству, начиная с дикаря и кончая самым утонченным представителем культурнейших эпох.
 
Он повелевает нам стремиться к возможно большей полноте жизненных наслаждений с наименьшей затратой энергии и жизнерадостности. [...]
 
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)