Об архитектуре города

 

1951 г.
 
Из статьи «Город, улица, дом».— Журнал «Техника — молодежи», 1951, № 1.
 
[...] Прежде всего необходимо отметить, что градостроительство — это чрезвычайно сложное искусство, требующее огромных знаний. Архитектор-градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только своих современников, но и будущих поколений. Это требует от него глубокого понимания дум и чаяний своего народа, его материальных и духовных запросов, проникновенного чувства родной природы и научного познания материала, конструкций и техники. Зодчий, создавая для народа удобные, красивые и благоустроенные города, прежде всего слуга народа, отдающий все свои способности, всю свою жизнь заботе о человеке. Именно в этой человечности и заключается сила и красота лучших произведений советского градостроительства. [...]
 
[...] Градостроители должны тщательно учитывать все дующие на месте будущего города ветры. Особенно важно установить, откуда дует главный ветер — от этого зависит местоположение и расширение будущего города, а также размещение его промышленности.
 
1939 г.
 
Из беседы по поводу градостроительства в Горстройпроекте в 1939 г. Запись Н. Былинкина.
 
[...] Город должен развиваться навстречу господствующему ветру, чтобы он хорошо проветривался. В этом направлении нельзя располагать промышленность. В генеральном плане Москвы развитие города намечено в сторону господствующих юго-западных ветров, и это очень хорошо, но требуется искусство градостроителя, чтобы превратить эти замечательные возможности в достоинство реального строительства. Надо постараться, чтобы в этих направлениях были запроектированы выходы в природу в виде зеленых магистралей. Вообще зеленые массивы наших городов должны иметь выходы в природное окружение в резервируемый зеленый пояс, это обеспечит городу приток хорошего воздуха. [...]
 
Консультация И. В. Жолтовским проекта планировки г. Херсона в Горстройпроекте в 1939 г. Запись Н. Былинкина.
 
[...] [Консультируя проект:] — У вас такая мощная, красивая река, а вы городской центр отгородили от нее застройкой. Нельзя спорить с природой, ибо нет ничего сильнее природы, надо, наоборот, слить вашу композицию с рекой, раскрыть центр на реку, выйти на набережную зеленым партером, тогда река будет работать на архитектуру города. Вспомните, как мудро решена Сенатская площадь в Ленинграде. Представьте себе, что Исаакий и памятник Петру были бы застроены со стороны набережной, — насколько потерял бы город. Какой бы большой ни была сделана в этом случае площадь, — она казалась бы маленькой в сравнении с пространством Невы. [...]
 
1951 г.
 
Из статьи «Город, улица, дом».— Журнал «Техника — молодежи», 1951, № 1.
 
[...] Ритм, движение уличных магистралей должны поддерживаться интервалами между отдельными зданиями. Эти интервалы не должны быть пустыми, их надо художественно разрешать. В этих интервалах должно быть видно что-то красивое: дети, играющие среди зелени цветников и лужаек, фонтаны, деревья. Что-то отличное от основного звучания улицы. Что-то открывающее глубину, подчеркивающее пространство, созданное архитектурой. [...]
 
[...] При решении застройки отдельных улиц необходимо стремиться к тому, чтобы комплекс ее зданий был обязательно объединен общей идеей их назначения. Исходя из этого требования, на главных магистральных улицах предпочтительно сосредоточивать все общественные сооружения и учреждения: горсоветы, банки, конторы, театры, столовые, мастерские, музеи, галереи и т. п.
 
Особенно приятное впечатление производит озеленение улиц и внутриквартальных пространств. Зеленые насаждения являются необходимой составной частью уличной застройки.
 
Начиная думать об образе отдельного жилого дома, архитектор прежде всего должен связать его решение с окружающей застройкой или природным ландшафтом. Огромное значение для выражения улиц имеет также их благоустройство и инженерное оборудование. Все эти элементы необходимо решать на высоком уровне, с тем чтобы они не портили, а, наоборот, увеличивали красоту улиц. [...]
 
 
1940 г.
 
Из статьи «О некоторых принципах зодчества». — «Строительная газета», 1940, 12 января.
 
[...] Что делает архитектурный силуэт города интересным, впечатляющим, запоминающимся? Неожиданность! Идем по улице, и вдруг пред вами возникает площадь или открывается в амбразуре сквера здание. А если идти час, два и по обе стороны будут маячить одинаковые плоскости фасадов, то глаз устанет и перестанет воспринимать архитектуру. В застройке итальянских городов всегда чувствуешь принцип неожиданности, которая художественно волнует и запоминается.
 
Как построен силуэт Парижа? Идет ровная линия и потом вдруг выступает одно сооружение и дает художественный акцент всей улице. [...]
 
[...] В город необходимо вводить цветовое решение. Без цвета нет города. Кроме того, каждая отдельная магистраль должна иметь свое специфическое лицо, свое цветовое решение. Социалистический город должен решаться в светлой, радостной гамме. Он должен при помощи цвета создавать иллюзию солнечности даже осенью и зимой. Нельзя забывать, что в красивых домах людям веселее работается и уютнее живется. [...]
 
 
1951 г.
 
Из статьи «Город, улица, дом».— Журнал «Техника — молодежи», 1951, № 1.
 
[...] Выявление определившегося в нашем сознании образа сооружения, отвечающего мировоззрению советского общества, является одной из главнейших задач архитектуры. Дом должен быть жизнерадостно-светлым и обязательно красивым. Красота не прихоть, а потребность человека. Красота поднимает настроение, вселяет бодрость и совершенствует художественный вкус людей.
 
В нашем стремлении к красоте нельзя ни на минутку забывать об удобстве, простоте, целесообразности и экономичности жилой Застройки в строительстве и ее рентабельности эксплуатационной. Забота о человеке, о создании максимальных удобств для его повседневной жизни должна быть руководящей идеей в работе архитектора. Нужно стремиться поместить человека в удобное, тихое, теплое и светлое помещение. В общем, в доме должно иметься все необходимое для полного и всестороннего обслуживания многообразных нужд проживающих в нем людей. Удовлетворение всех этих многообразных запросов должно осуществляться разумными и экономичными средствами. Архитектор обязан чрезвычайно бережливо относиться к народным государственным средствам. [...]
 
1940 г.
 
Из статьи «О некоторых принципах зодчества». — «Строительная газета», 1940, 12 января.
 
[...] К сожалению, у нас часто не принимают во внимание, что Москва как архитектурный комплекс, как плацдарм для возведения новых сооружений совершенно отлична от других городов Советского Союза. Нередко бывает так, что здание проектируется для Москвы, а строится в Челябинске. При этом если проект в основе своей был хорошим, то страдают и проект и город, а в ином случае страдает только город, что, по-моему, еще хуже. [...]
 
 
1933 г.
 
Из статьи «Принцип зодчества». — Журнал «Архитектура СССР», 1933, № 5.
 
[...] Даже самые прекрасные сооружения мертвы, если они не связаны идеей единого города как живого, социального и архитектурного организма. Начиная думать об образе будущего сооружения, я стараюсь решить основной для себя, как архитектора, вопрос: вхожу ли я в город для того, чтобы разрушить его существующую архитектурную композицию, или я подчиняюсь ей? Есть ли уже в этом городе архитектурная гармония или я ее должен только создать?
 
С течением времени я все глубже и острее чувствую, насколько велика и ответственна социальная роль архитектора. Ведь историю нашей эпохи смогут читать в будущем по ее архитектурным памятникам. [...]
 
 
1951 г.
 
Из статьи «Город, улица, дом».— Журнал «Техника — молодежи», 1951, № 1.
 
[...] Зодчий всегда должен при решении задач сегодняшнего дня думать о будущем. Его творения должны быть рассчитаны на многие десятилетия вперед. [...]
 
1951 г.
 
Из статьи «О  работе архитектора на строительстве». — Сб. «Советская архитектура», 1951, № 1.
 
[...] Архитектура, как и все другие области человеческой деятельности в социалистическом обществе, не может развиваться без критики и самокритики. Критика нам очень нужна, и если эта критика согрета желанием сделать нашу работу еще лучше, желанием поправить ошибки, если она квалифицированна и правильно анализирует существо вопроса, она всегда принесет пользу, хотя иногда критика и неприятна авторскому самолюбию. [...]
 
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).