Вопросы градостроительства

 

1940 г.
 
[...] Вопросы создания в городах целостных художественных организмов, архитектурных ансамблей издавна волновали наиболее передовые, лучшие умы человечества. [...]
 
Решение задачи силуэтности следует, очевидно, искать не в башенках или иных возвышениях, надстраиваемых над венчающей горизонталью дома, даже в башнях типа кампанилл или колоколен, а скорее в крупных и значительных по высоте повышениях объемов зданий в виде высотных композиций, доминирующих над окружающей более однообразной по высоте застройкой. Эти высотные 12— 15-этажные композиции, предназначенные главным образом для размещения в них гостиниц, американского типа апартамент-хаузов, учреждений и пр., следует располагать на значительных интервалах, в местах, акцентирующих отдельные отрезки магистрали, в местах, замыкающих ее перспективы *. [...]
 
* Из статьи «Архитектурный облик столицы» в журнале «Архитектура СССР», 1940, № 4.
 
1946 г.
 
[…] Важнейшей задачей при восстановлении наших городов является бережное и любовное отношение к исторически сложившемуся облику города, использование в проекте восстановления наиболее положительных и прогрессивных элементов старой планировки и архитектуры и органическое включение их в новый облик городов.
К сожалению, в нашей довоенной градостроительной практике мы далеко не в достаточной степени учитывали эту важную сторону в строительстве городов, и архитекторы в большом долгу перед нашими старыми городами. Нередко были случаи нивелировки характерных черт города, безразличие и равнодушие по отношению к исторически сложившемуся облику города. Все это привело к тому, что некоторые города в известной степени утратили свои характерные черты и неповторимую индивидуальность, [...]
 
[...] При проектировании новых ансамблей города надо суметь почувствовать архитектурный масштаб и замысел этих старых ансамблей и перенести их на новые сооружения. [...]
 
[...] Вместе с тем, строя современный советский город, необходимо полностью учесть не только рост города за прошедшие два века, но, в особенности, те огромные изменения, которые произошли за годы Советской власти в его экономическом и политическом положении, а также те требования, которые предъявляет к городскому центру наша советская жизнь *. [...]
 
* Из статьи «Архитектурные вопросы восстановления города Калинина» в журнале «Архитектура СССР», 1946, № 2.
 
 
1946 г.
 
[...] Наиболее важное и решающее значение для красоты города и определения его архитектурного облика имеют: общественные центры города, общественные сооружения и образуемые ими комплексы и ансамбли.
 
Средоточие общественных зданий на территории городских центров дает большие архитектурные преимущества, так как концентрация в одном месте зданий, назначение которых обеспечивать наиболее богатую архитектурную обработку, позволяет выделить общественный центр из среды жилой застройки, определяя тем самым и архитектурный облик города, его структуру и силуэт.
 
Концентрация архитектурно-художественных средств, создающая городские центры, есть важнейшее условие для достижения архитектурной целостности всего города. Центральная площадь города или система площадей, а также главная или главные улицы являются теми основными элементами в плане города, которые и должны составлять общественный центр и его композиционный стержень. [...]
 
[...] Каждое отдельное здание в городе, будь то жилой дом, общественное здание или любое сооружение, должно возникать не на случайно намеченном месте, а занять свое в общем плане и архитектурной картине города для него предусмотренное место и, в соответствии с этим, иметь свое, только ему присущее архитектурно-художественное решение.
 
[...] В решении архитектуры крупных городских жилых домов огромное значение имеет правильно понятый масштаб как отдельных домов, слагающих улицу, так и самой улицы или площади в целом. [...]
 
[...] Огромное нерасчлененное протяжение здания зрительно уменьшает его длину, длину улицы. С другой стороны, огромная протяженность стен здания, лишенная оживляющего ее ритма членений, угнетает своей монотонностью, казарменностыо, скудностью замысла.
 
В этой связи представляется ошибочным механический перенос приемов построения композиции небольших относительно зданий — жилых домов, палаццо, вилл — в архитектурное решение крупных городских зданий без учета их подлинных размеров. Если композиция небольшого здания может строиться, например, на одной оси, подчиняющей себе полностью все остальные части сооружения, при полной их несамостоятельности (как, например, в загородных виллах А. Палладио), то крупное многоэтажное здание, будь то жилой дом, общественное или административное здание, не может уже удовлетвориться в решении своей композиции подобным приемом. Оно требует более сложных, более развитых приемов, где отдельные крупные части расчлененного целого претендуют на самостоятельное значение как автономные архитектурные организмы, не теряющие, однако, органической композиционной связи с целым, подчиняющиеся дисциплине его и составляющие в своей совокупности единство этого целого. Мастерство архитектора и заключается в решении этой последней задачи. 
 
Замечательным примером решения архитектурной композиции грандиозного по своим размерам сооружения, примером преодоления средствами архитектуры исключительной протяженности здания является Адмиралтейство Андреана Захарова.
 
Как тонкий и глубокий художник Андреан Захаров понял, какими архитектурно-композиционными приемами следует решать задачу композиции здания столь больших масштабов и протяженности.
 
Как большой мастер, владеющий свободно всем арсеналом композиционных приемов, А. Захаров смело применил множественность композиционных осей, на которых создал самостоятельные архитектурные организмы, имеющие свои законы построения, свой ритм, но в то же время взаимно поддерживающие друг друга, развивающие и обогащающие единство всего замысла. Расчленив подобным образом гигантскую протяженность здания Адмиралтейства, А. Захаров вызвал к жизни единство целого через самостоятельность частей. [...]
 
[...] Возникает и вторая проблема — проблема силуэта, играющая исключительно большую роль в застройке города. По какому пути должны идти поиски силуэтности? Едва ли правильным и достаточным решением задачи силуэта здания, а тем более общего силуэта улицы, являются небольшие возвышения и надстройки над венчающим карнизом здания в виде парапетов, люкарн, зубцов, фронтонов [...] или скульптур. При современной многоэтажности и протяженности жилых зданий эти средства имеют лишь чисто локальную и притом весьма незначительную силу воздействия. На решение силуэта улицы они не в состоянии оказать какого-либо влияния.
 
Здесь необходимы средства и приемы более значительные, способные противостоять многоэтажным массивам жилых домов.
 
(...] В архитектуре центральных ансамблей наших восстанавливаемых городов вне могут и не должны иметь место примитивные, элементарно-схематические решения, а также гигантомания и механический переноса композиционных решений общественных центров больших городов на решение общественных центров городов средних и малых, как это нередко наблюдалось в нашей предвоенной практике. Формирование городского организма, его архитектурно-планировочная структура и архитектурно-художественный облик зависят от целого ряда разнообразных слагаемых.
 
Главным фактором, определяющим архитектурно-художественный облик города, являются социально-экономические условия и мировоззрение народа в его историческом развитии. Наряду с этим архитектурный облик города в значительной степени зависит от топографических особенностей, естественных и климатических условий местности, а также функционального назначения города.
 
В неменьшей степени на формирование архитектурного облика города влияют местные строительные материалы, строительные приемы, навыки и архитектурно-художественные традиции данной местности. Исторически сложившаяся система планировки и характер застройки жилых и общественных зданий и сооружений придают городу характерные, только ему присущие черты *. [...]
 
* Из доклада «Общественные центры городов». — Академия архитектуры СССР. Материалы к VIII сессии, М., 1946.
 
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).