О перепланировке и благоустройстве Еревана

 

1934 г.
 
[...] Архитектура Еревана довольно далека от тех художественно-идеологических задач, которые выдвигаются сейчас советской архитектурой.
 
В общей застройке города в разных местах находятся здания, в которых бессмысленное применение отдельных мотивов различных стилей отчетливо выражает тенденции восстановления эклектизма. Имеются здания, в которых безыдейно повторены плохие при¬меры декаданса конца XIX века, связанные с вырожденческой буржуазной идеологией эпохи империализма, и, наконец, есть здания, претендующие на выражение проблем формализма и рационализма и как будто бы ориентирующие в будущем на органический стиль.
 
Эти три составные представляют архитектуру Еревана.
 
В советской архитектуре конструктивизм и функционализм считаются прошедшими этапами. Советская архитектура в поисках нового стиля стремится подчинить органическому синтезу техническую функцию и художественную форму, используя одновременно опыт и наследие прошлых эпох. Не только античное зодчество, но и другие эпохи мировой архитектуры могут дать ценные материалы, которые можно критически использовать в нашей работе *. [...]
 
* Реконструкция Еревана. — «Хорурдаин Айастан» (Ереван), 1934, 15 октября (на армянском языке).
 
1935 г.
 
[...] Вопрос планировки Еревана возбужден давно. Старый город по своей планировочной структуре приближается к типу феодальных городов Азии. До последнего времени город почти не подвергался изменениям.
 
Характерная черта старого города — отсутствие четко выраженных границ. Расположенные в различных жилых районах крупные общественные и культовые здания являлись связующими звеньями архитектурно-планировочной системы города. [...]
 
Первоначальный проект перепланировки города составил архитектор А. И. Таманян и утвердил его в Совнаркоме Армении в 1924 году. Первоначальный проект составлен по принципу города-сада. Сторонники этого принципа предполагали расширить город в горизонтальном направлении взамен вертикального направления. Они требовали создать новый идеальный город, в котором сочетались бы техника и природа. Нужно не удалять город от природы, зелени, воздуха, то есть от тех условий, в которых находится село, нужно приблизить природу к городу.
 
Впоследствии выяснилось, что принятые в первом плане принципы города-сада не соответствуют задачам создания столицы рабоче-крестьянской страны. По этой причине автор в корне изменил проект перепланировки города, положив в основу возрастающие культурно-просветительные и бытовые потребности всех категорий трудящихся.
 
Важным исправлением планировки явилось укрупнение кварталов и удлинение улиц. В значительной мере увеличены городские площади, бульвары, число и размеры городских парков, расширены пояса зеленых насаждений [...] Необходимо уделить особое внимание архитектурно-художественной стороне проекта и его отдельных частей [...] В каждом отдельном случае своеобразие одного района продиктует для других создание иных, неповторяющихся элементов, которые смогут быть приняты в основу.
 
Давно назрело положение, что в нашей архитектурной практике необходимо от осуществления отдельных деталей схемы города перейти к строительству крупных комплексов, которые позволят создать целостные архитектурные ансамбли площадей с охватом всех зданий, зелени, воды, освещения, художественного оформления и пр. [...]
При выполнении комплексного проектирования отдельного района города кроме планировочных работ нужно спроектировать также более ответственные с архитектурной точки зрения здания и сооружения, входящие в первоочередное строительство *. [...]
 
 
* Из статьи «Планировка и архитектурное оформление Еревана». — «Хорурдаин Айастан», 1935, 28 марта (на армянском языке).
 
1937г.
 
[...] Генеральный план предусматривает рациональное распределение территории города [...] Новая система расселения разуплотняет центральные районы города и повышает плотность населения на периферии. [...]
 
Сохранив в основном сложившуюся по местным топографическим условиям радиально-кольцевую систему улиц, генеральный план дополняет город системой новых улиц, разгружающих центр и устанавливающих прямую связь районов города между собой. Укрупнение кварталов ликвидирует ненужные тупики и сокращает число улиц и переулков. [...]
 
Создается новая система городских площадей. Единое целое образует система площадей центральной части города [...] В каждом из районных центров организуется площадь, на которой разместятся основные общественные сооружения района.
 
Рельефы [...] склонов используются для устройства террасных домов коттеджного типа. [...]
 
Построение городских ансамблей, создание города как единого архитектурного целого — в этом вся целеустремленность архитектурной реконструкции [...] Совершенно очевидно, что только при ансамблевой застройке может быть обеспечена правильная реконструкция города Еревана [...] Первичной архитектурной единицей в городе будет не отдельный жилой дом, а общественное сооружение и квартал — комплекс жилья и культурно-бытового обслуживания.
 
Ереван реконструируется исключительными темпами [...] Поэтому вопрос об архитектурном взаимопонимании нового и старого составляет актуальную задачу *. [...]
 
* Из статьи «Архитектурное лицо нового Еревана». — «Коммунист» (Ереван), 1937, 16 ноября.
 
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).