Об архитектуре памятников Отечественной войны

 

[...] В жестоких сражениях небывалой силы и напряженности войска Красной Армии совершают чудеса непревзойденного военного мастерства и искусства [...] Восприятие всей грандиозности происходящего, всей героики великих исторических событий вызывает эмоциональные потребности запечатлеть, воспеть, выразить чувства глубочайшей признательности, преклонения. [...]
 
Творческие средства и формы выражения возникающих эмоций разнообразны, как и виды искусства. [...]
 
В области архитектуры цели и условия, которым должно удовлетворять мемориальное, монументальное сооружение, имеют свою специфику. Так, если отживание, потеря актуальности в литературном произведении повлечет только передачу его в архив, то монументальное архитектурное сооружение по своей природе рассчитано на весьма длительное существование и в случае утраты актуальности или вызывающей соответствующие его назначению эмоции — образности, не может быть просто устранено. Это налагает особую ответственность в придании таким сооружениям константной стабильности художественного образа и существа содержания — качеств, соответствующих понятию подлинной «монументальности» произведения архитектуры.
 
[...] Применение острых оригинальных форм может иметь место в быстро амортизируемых объектах техники [...] Нельзя себя обманывать иллюзорной эволюцией стиля на протяжении крайне коротких отрезков времени, в течение нескольких лет, ибо подлинное созревание стиля и свойственных ему художественных форм протекает в длительные сроки. Для отфильтровывают наносного и преходящего нужны века. Противопоставление «масштабу лет» — «масштаба веков» должно быть принято девизом, принципиальной установкой в созидании монументальной архитектуры. Отсюда, естественно, обращение внимания к истокам искусства — к классике, а также к историческим образцам народного национального творчества и культуры нашей многонациональной страны. Народный характер войны, справедливо названной Отечественной, ее герои, ставшие для страны народными, родными, наконец, кровность национальных интересов, органическая связь событий войны с судьбами и историей народов нашей Родины —- указывают путь творчества, посвящаемого Отечественной войне. Принятие за источники идей и вдохновения архитектурного творчества — образов и форм народного зодчества страны подкрепляется и обосновывается фактом гибели и утраты многих исторических памятников национальной культуры.
 
Среди образцов народного зодчества нельзя игнорировать храмы, Их органичные конструктивные схемы, тектоничные структуры и многообразные художественные формы дают богатейший материал для изучения, развития, творческого использования. [...]
 
Новый культ почитания и прославления памяти событий и героев Отечественной войны [...] создает новое направление народной самодеятельности, новую сферу выражения эстетических идей и запросов народа, способствует повышению его культуры, самобытности и достоинства. [...]
 
Место предполагаемого сооружения памятника должно влиять на характер его композиции. [...]
 
Размышляя о «масштабах» памятников, уместно вспомнить о фальконетовском памятнике Петру, достигающем  оптимального впечатления при весьма скромном масштабе [...] Умеренность в масштабе должна быть принята как высшая школа самоограничения и отхода от упрощенческого понимания грандиозного и эффектного — как гипертрофированного по своему масштабу, гигантского.
 
[...] Следует различать оттенки и нюансы идейного содержания монументального здания или памятника. Так, «эллегические» формы и общий минор композиции понятны в мемориальной архитектуре надмогильного памятника героя, памятника, представляющего собой дань индивидуальной памяти и скорби. Однако в своем большинстве памятники имеют назначение не только увековечить память о данном лице, но и подчеркнуть огромное общественное значение этого подвига, придав всему сооружению торжественно-утверждающий характер, скорее в мажорной, чем в минорной тональности. Монументальное сооружение, посвященное успешному сражению, подвигу, тем более должно быть далеко от трагизма и безысходной печали, оно должно быть насыщено пафосом триумфа и проникнуто идеей — поднять народное самосознание, активизировать его волю к победе и к самоутверждению. [...]
 
Вопрос о приемлемости аллегорий и символики не может быть решен механически. Однако аллегории, хотя бы и доходчивые, должны быть весьма ограничены в применении, так как их изобразительные возможности измеряются лишь короткими сроками.
 
При конкретизации характера тематики монументальных памятников Отечественной войны следует иметь в виду как сооружения, не имеющие никакого утилитарного назначения, исключительно мемориальные и триумфальные памятники, так и сооружения, сочетающие мемориальность и триумфальность с каким-либо культурно-просветительным или общественным назначением [...] Сочетание в строительстве ряда сооружений монументально-мемориальных и утилитарных задач даст выигрыш не только экономический, но и значительно расширит идейно-художественные функции некоторых общественных построек. Придание монументально-мемориального или триумфального характера магистрали, площади или парку также может существенно обогатить их и выделить в ряду других, более утилитарных по своему содержанию городских ансамблей *. [...]
 
* Из рукописи А. В. Самойлова «Об архитектуре памятников Отечественной войны». Июль — август 1943 г. Личный архив А. В. Самойлова.
 
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).