Владимир Татлин

Владимир Евграфович Татлин (1885—1953) — советский художник широкого диапазона, один из основоположников новой отрасли художественной деятельности — дизайна, автор архитектурного проекта Памятника III Интернационала, оказавшего широкое и многообразное влияние на развитие архитектуры XX века. Татлин утверждал, в частности, что диапазон применяемых в архитектуре форм неоправданно сужен, ограничивается повторением простейших геометрических фигур. Он одним из самых первых предложил расширить язык современной архитектуры за счет криволинейных форм, особенно форм и поверхностей «сложной кривизны». Татлин был сторонником синтеза архитектуры со скульптурой и живописью, понимая такой синтез как объединение профессиональных методов и приемов архитектора, скульптора и живописца в процессе создания единого архитектурного произведения. см. подробно

Дискуссия о характере памятника В. И. Ленину

Я. Тугендхольд,  К дискуссии о памятнике т. Ленину. — «Известия», 1924, 24 февраля. Статья представляет собой обзор ответов на анкету, проведенную среди деятелей искусств Москвы и Ленинграда.

Наша предстоящая работа

 

В. Е. Татлин, Т. Шапиро, И. Меерзон, П. Виноградов, Наша предстоящая работа. — «VIII съезд Советов. Ежедневный бюллетень съезда». 1921, 1 января, № 13, стр. 11. Статья написана в связи с экспонированием модели Памятника III Интернационала на выставке к VIII Всероссийскому съезду Советов. В тексте кратко изложены основные этапы творческой биографии Татлина, подготовлявшие его обращение к архитектурному проектированию. Вместе с Татлиным статью подписали его молодые помощники по сооружению модели.

О памятниках нового типа

Н. Пунин, О памятниках. — «Искусство коммуны», 1919, 9 марта. В статье, написанной задолго до завершения  проекта Памятника  III  Интернационала, зафиксированы общие взгляды Татлина на тип, функцию и пластическую форму памятника в новых социальных  условиях. В отличие от этой статьи, известная брошюра Н. Пунина «Памятник III Интернационала», текст которой помечен  июлем 1920 г., содержит  неразделимый  на самостоятельные части пересказ творческих взглядов Татлина и принадлежащие уже самому Пунину анализ и оценку готового татлинского проекта.