«Модулор-2» Ле Корбюзье. Le Corbusier, Mod 2

Книга Ле Корбюзье «Модулор-2» служит продолжением книги «Модулор-1». Впервые издана в Париже в 1955 г. Изданная спустя пять лет после первой книги, она рассказывает о результатах применения пропорциональной системы. Здесь приводятся многочисленные высказывания тех, кто пользовался Модулором, и делается попытка рассматривать его как рабочий инструмент, применимый в архитектуре и механике. Необходимо помнить слова Корбюзье о том, что Модулор — это не канон. «Иногда мне показывают неудачные, плохо скомпонованные проекты, оправдывая тем, что это сделано по Модулору. Тем хуже для Модулора, отвечаю я... Если Модулор приводит Вас к этому безобразию, выкиньте его. Вашим единственным критерием должны служить ваши глаза...» Так оценивает Модулор сам его автор. Так же должны оценить его и мы. Модулор — это не истина в конечной инстанции, это не конец пути, а творческое предложение одного из крупнейших мастеров архитектуры, основанное на пропорциональных системах, созданных в процессе исторического развития.

 

Слово за теми, кто пользовался Модулором. Введение

 

Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 2. Модулор 2Шесть лет применения Модулора почти во всех частях света положило начало первому этапу опытной проверки.
 
Шесть лет применения Модулора в мастерской на ул. Севр позволили создавать законченные композиции при разработке как крупных, так и незначительных проектов, обеспечивая исключительно благоприятные условия для творчества. То был несомненный успех. Мы обрели уверенность. Правда, в рядах размерных величин Модулора еще имеются отдельные и подчас достаточно крупные пробелы, приводящие, быть может, к обеднению решений. Об этом нам писали многие, предлагая восполнить эти пробелы дополнительными рядами чисел. Некоторые из них говорили о необходимости создания специальных линеек с делениями: одни в масштабе для проектирования архитектурных сооружений, другие в масштабе для градостроительных проектов. Предлагалось также выпускать карманную ленту с делениями от 0 до 226 см, отвечающими основным размерам человеческой фигуры.
 
Практическое применение Модулора привело к весьма существенному упрощению таблицы числовых величин, которая в отпечатанном виде занимает всего полстраницы; в набор этих чисел входят все необходимые архитектору в его работе. Это и есть красный и синий ряды Модулора; люди, обладающие хорошей памятью, не нуждаются даже во вспомогательных инструментах.
 
Мы полагаем, что удобство применения Модулора п его успех объясняются в конечном итоге его построением в соответствии с размерами фигуры человека, чему не отвечали даже «божественные пропорции» эпохи Возрождения. В этом смысле Модулор более близок системам мер, основанным на пропорциональных отношениях, присущих человеческой фигуре, и высшим достижением которых была система египетского локтя.
 
Желая быть скромным в оценке собственного открытия, приведем слова из письма математика Ле Лионне.
 
Париж, 12 февраля 1951 г.
 
«... Как вам известно, я упрекаю многих авторов в приписывании слишком большого значения, граничащего с мистицизмом, применению золотого сечения. Спешу заверить, что к Вам это не относится. Говоря об отношении чисел в золотом сечении, я всегда считал необходимым высказать личное суждение по этому вопросу. Мне нет нужды повторяться, поскольку с этой точки зрения наши отношения совпадают. В области техники отношение золотого сечения не имеет, по-моему, какого-либо важного или существенного значения; однако и здесь оно может стать полезным условием; как это часто бывает, принятие какого-либо определенного условия, даже произвольного, может, при последовательном его соблюдении, привести к успеху и стать основой для отбора и установления порядка. Порядок, например, букв алфавита не имеет какого-либо естественного обоснования; тем не менее на практике он оказался удобным, и нет никакого основания его оспаривать. Я, конечно, поддался в данном случае одному из пороков, присущих математикам, предельно обостряя свою мысль, чтобы сделать ее более доходчивой. Очевидно, что если даже Модулор не станет единственно обязательным инструментом в области пластических искусств, он обладает рядом присущих ему качеств, которые наряду с другими числовыми значениями могут привлечь к себе внимание как художников, так и инженеров».
 
Такова точка зрения математика.
 
Позволю себе высказать свою точку зрения архитектора, градостроителя и художника. Возможно, что для современных математиков отношения чисел в золотом сечении являются чем-то весьма обычным. С помощью вычислительных машин они получили возможность создавать сенсационные сочетания чисел (понятные им, но недоступные для понимания остальных людей).
 
Не следует, однако, забывать, что числа в отношениях золотого сечения лежат в основе структуры многих окружающих нас предметов — строения листа, структуры кроны деревьев и веток кустарника, скелетов жирафа или человека, сложившихся на протяжении многих тысяч и миллионов лет. Они образуют окружающую нас среду (высшая математика на это не способна).
 
Нас, работников, призванных создавать, поддерживать и видоизменять человеческую среду, не огорчает будничность для математиков «золотых» соотношений чисел. Как специалисты, призванные строить, лепить, рисовать, организовывать пространство, мы ослеплены разнообразием возможных сочетаний чисел в золотом отношении, которое мы можем использовать в творчестве.
 
 
Новое и на этот раз четкое геометрическое построение Модулора подтверждает гипотезу, высказанную в 1942 году:
 
«Изобразите фигуру человека с поднятой рукой высотой 2 м 20 см, впишите ее в два поставленных друг на друга квадрата со сторонами 1,10 м каждая; впп-шите в эти два квадрата третий, который поможет вам найти искомое решение. Правило вписанного прямого угла определит положение третьего квадрата. Такая сетка, установленная на строительных площадках, поможет определить систему размеров, увязывающих человеческую фигуру... и математические соотношения («Модулор», 1948 г.). Это построение было открыто в мастерской на ул. Севр уругвайцем Жюстином Серральта и французом Мезонье. На выставке «Триенале» в 1951 году в Милане в разделе «Божественная пропорция» графическое изображение Модулора было экспонировано вместе с рукописями и первыми изданиями Витрувия, Виллара де Оннекура, Пьеро делла Франческо, Дюрера, Леонардо да Винчи, Альберти и т. д.
 
Математик из Базельского университета Андреас Шпейзер, посвятивший множество своих работ применению математики в изобразительном искусстве и музыке, воскликнул перед этим построением: «Как оно прекрасно!»
 
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).