Первые примеры практического применения Модулора

Через мои руки прошло множество проектов. Я внимательно следил за применением Модулора и за соблюдением его размерных величин. Иногда мне показывали неудачные, плохо скомпонованные проекты, оправдываясь тем, что «это сделано с помощью Модулора». «Тем хуже для Модулора! — отвечал я. — Сотрите все это. Вы что, полагаете, что Модулор универсальное средство, оправдывающее вашу плохую работу и вашу небрежность? Если Модулор приводит вас к этому безобразию, выкиньте его. Вашим единственным судьей должны быть ваши глаза. Оценивайте все собственными глазами. В вашем распоряжении великолепно настроенный инструмент, хорошо сыграть на нем зависит только от вас самих. Модулор не создает талантов, тем более гениев. Он не способен превратить грубое в тонкое; он помогает выбрать и назначить наиболее правильные размеры. Но выбор из неограниченного числа возможных сочетаний по Модулору принадлежит вам самим». Вот перечень первых проведенных нами опытов по применению Модулора*.
 
* 14 февраля 1946 г. Ле Корбюзье издал инструкцию для сотрудников мастерской на ул. Севр, 35. В этой инструкции было сказано, что при разработке проектов типовых домов следует применять правило золотого сечения, используя размерные величины Модулора, соразмерные человеческому масштабу. Правила распространялись на размеры отдельных помещений квартир, элементы конструкций, а также в целом на размеры зданий и участков.
 
1. Жилой дом в Марселе:
а) решение плана и разреза;
б) решение фасада с солнцезащитными устройствами;
в) план и разрез квартиры;
г) одно из столярных изделий;
д) памятный камень, использованный при закладке дома 14 октября 1947 г.;
е) стела с размерными величинами;
ж) архитектурная композиция в честь Модулора;
з) надстройки на плоской крыше;
и)      два кронштейна для скульптуры.
 
2. Рабочий кабинет минимальной площади в мастерской на ул. Севр, 35.
3. Предложение для передвижной выставки, организуемой восемью большими музеями США, 1948 г.
4. Решение полиграфической задачи.
5. Фабричное здание в Сен-Дье.
6. Новое остекление с деревянными переплетами.
7. Комплекс зданий ООН на Ист-Ривер.
8. Градостроительство. «Генеральный план Парижа. 1937 г.»
 
 
Жилой дом в Марселе
 
Это жилое здание рассчитано на 1600 проживающих, в нем предусмотрено 26 видов общего обслуживания.
 
Длина здания 140 м, ширина корпуса 24 м, высота 56 м.
 
На рис. 35—1 показан план типового этажа с 58 квартирами; рис. 35—2 — фрагмент плана; здесь виден основной принцип планировки квартир, ширина которых в чистоте составляет L= 366 см (отвечает синему ряду Модулора *).
 
* Буквами обозначены основные размерные величины L, B, F и т. д. в метрической системе; вслед за этим приведены индексы к. р. — красный ряд или с. р. — синий ряд.
 
М = 419 = L366 с.р.+ F53 с.р.;
K = 296 — к. р.;
I = 113  — к. р.;
Е = 43 — к. р. (солнцезащитный балкон);
A = 6,5 — к. р.;
H = 86 — с. р. (внутриквартирная лестница). 
 
На рис. 35—3 показан разрез по зданию; высота помещений в чистоте J= 226 — с. р.; на рис. 35 — 4 дан фрагмент разреза, на котором показаны  размерные величины
 
J = 226 — с. р.;
D = 33 — с. р. (толщина перекрытий);
F = 53 — с. р. (толщина огнестойких перекрытий); система величин, определяющая размеры солнцезащитных устройств:
 
G = 70 — к. р.
E = 43 — к. р.
I = 113 — к. р.
B = 16,5 — к. р.
 
Фасад и солнцезащитные устройства. На рис. 36 показаны часть фасада, включая опорные стойки, солнцезащитные устройства, облицованную глухую стену и венчающую часть здания, фрагмент фасада с размерными величинами, определяющими пропорциональные соотношения элементов солнцезащитных устройств.
 
Размерные величины D, G, E, I, B, F и C были уже приведены выше, за исключением C = 20,5 — с. р. В нижней части рис. 36 приведена величина Е, определяющая ширину вертикального элемента солнцезащитного устройства, и величина М, определяющая шаг расстановки межквартирных стен, равный 419 (L + F).
 
Рис. 35. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 36. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1 Рис. 36. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 37. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
 
На рис. 37—1 показан план квартиры на уровне верхнего яруса, где расположены спальные комнаты: 366 — ширина квартиры в чистоте; 183 — размер балюстрады с частными размерами элементов 53 и 43;
 
86 X 226 — размер  внутриквартирной лестницы; 113 — ширина встроенного шкафа; 113 + 113 + 113 — размеры столика и створок встроенного шкафа в коридоре.
 
На рис. 37—2 дан разрез.
 
Солнцезащитное устройство: 70 к.р. + 43 к. р. 4 + 366  с. р.  Остекление: 70 к. р.+ 70 + 33 с. р. + 226 с. р.
 
Второй ярус квартиры: высота в чистоте 226 с. р., толщина перекрытия 33 с. р.
 
Высота стеновых панелей: 86 с. р. + 113 к. р., книжный шкаф + 26 к. р. перемычка + 113 к. р. панель стены + 140 с. р. панель стены.
 
Мебель: 70 к. р. X 182 к. р. обеденный стол + 33 с. р. + 53 X 53 с. р. ниша.
 
Уместно отметить, что в то время (8 февраля 1948 г.) в продаже имелся материал для отделки стен только одного размера шириной 1,2 м, который и был принят.
 
Кухня: рабочий столик 86 с. р. и 70 к. р. 
 
Ванная комната:  шкаф  140 с. р. 113 к. р.; туалетный шкафчик 53 с. р. X 53 + 33 с. р. X 33 + 70 к. р.;
 
Вход в душевую — 140 — с. р. X 53 — с. р. 
 
Можно с уверенностью утверждать, что такого рода точность, математическая строгость в определение пропорциональных отношений предметов каждодневного пользования никогда еще не наблюдалась. 
 
Рис. 38. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 39. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
 
Одно из столярных изделий (рис. 39):
 
А — 6,3 — к. р.  
E — 10,2 — с. р. 
C — 16,5 — к. р.
D — 26,7 — к. р.      
E — 53,4 — с. р.
F — 69,8 — к. р.
G — 86 — с. р.
H — 113 — к. р.
J — 140 — с. р.
 
Камень, использованный при торжественной закладке здания 14 октября 1947 г. (рис. 38). После длительных обсуждений было решено начало работ на строительной площадке в Марселе ознаменовать торжественной закладкой здания, назначенной на 14 октября 1947 г. Можно ли было ограничиться только произнесением приветственной речи? Конечно нет! Надо было оставить материальный знак — камень, которому впоследствии будет найдено достойное место. Вот его размеры: ширина — 86 — с. р.; высота — 86 — с. р.; длина — 183 — к. р.
 
Для углубления, где будут замурованы официальные документы, были назначены такие размеры: длина — 53 — с. р.; ширина — 16,5 — к. р.; глубина — 27 — к. р. Этот крупный по размерам камень, установленный через неделю на торжественной закладке, действительно обладает внушительностью и изяществом. Он в дальнейшем послужил еще для одной архитектурной импровизации, прославлявшей Модулор. Вот как это произошло.
 
Стела с размерными величинами. Еженедельник «V», издаваемый в Марселе, опубликовал в номере от 2 ноября 1947 г. интересную статью, посвященную церемонии закладки здания. В статье говорилось: «Взирая на крупный камень, поставленный в центре строительной площадки, каждый мог подумать, что это действительно первый камень будущего здания. Такая мысль могла прийти только лицам, незнакомым с теориями Ле Корбюзье! Этот мастер бетона не пользуется естественным камнем. Крупный каменный блок использовали для демонстрации пропорций, которые мастер рассчитывает применить при назначении размеров будущего здания. Любой размер по высоте, ширине и длине здания будет соответствовать размерам этого каменного блока-эталона. Ему будет предоставлено почетное место во входном вестибюле первого этажа: он будет играть роль чуть ли не символа, на котором основано построение всего здания...»
 
Хорошо сформулированная и интересная мысль; она прозвучала для меня как вызов. Я дал задание проектировщикам мастерской составить номенклатуру всех использованных в здании размерных величин. Оказалось, что пятнадцати размерных величин было вполне достаточно. Всего пятнадцати! Я решил, что следует воздать должное всемогуществу чисел. Мысленно я представил себе бетонную стелу, окрашенную в синий и красный цвета с инкрустированными бронзовыми цифрами, вносящими ясность в ее смысл. Четырехгранная стела будет установлена  между опорными стойками здания при входе. Три обозначенных бронзовыми контурами мужских фигуры — одна с поднятой рукой, а две поставленные друг на друга будут утверждать принятые нами закономерности. Поскольку дом строится в приморском Марселе, стела будет поставлена на четыре бронзовые опоры в виде рыб, которые будут заглублены ниже уровня земли, это углубление будет заполнено водой: четыре струйки воды будут изливаться с вершины стелы: таким будет «Фонтан мер».
 
То было первым проникновением Модулора в область изобразительного искусства.
 
Несколько месяцев спустя представилась возможность пойти в этом направлении еще дальше. 
 
Рис. 40. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 41. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 42. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
 
Стена. По рабочим чертежам лифтовой шахты предусматривалось сооружение большой глухой монолитной бетонной стены, расположенной перед входным вестибюлем параллельно линии опорных стоек: возникла опасность образования мрачной стены на чрезвычайно ответственном участке здания. Надо было найти ей решение! Эта большая бетонная плоскость тоже может служить средством прославления Модулора; перед ней будет поставлен каменный блок, о котором шла речь выше. Вместо того чтобы разместить в тени между опорными стойками, стелу решили установить здесь. Плоскость монолитной бетонной стены расчленят глубокие борозды па участки различного размера, пропорции которых будут определены по Модулору. Эмблема Модулора будет воспроизведена в натуральную величину в виде сквозного каменного ограждения высотой 2,26 м. Просветы этого ограждения, заполненные красным и синим стеклом, подчеркнут триаду трехчастного членения человеческой фигуры и варианты пропорционального деления в отношении первичной и удвоенной основных размерных величин. На высоте макушки головы 182,9 — к. р. от уровня земли разместится исходная точка для назначения всех размеров жилого дома, образованная пересечением вертикальной и горизонтальной осевых линий эмблемы Модулора. (Она представляет собой квадрат со сторонами размером J = 53,4 — с. р.) К этому следует только добавить, что эта исходная точка размером с горошину отвечает положению оси лифтовой шахты — основы всех транспортных коммуникаций, кровеносной системы всего здания.
 
Я сделал эскиз композиции, на котором показаны все опорные стойки (на длину в 140 м), вестибюль (выделен точками) с размещенной в нем лифтовой шахтой. Описанная выше композиция расположена на I участке, отмеченном буквой «В»: тут находятся и камень, использованный при закладке здания 14 октября 1947 г., и, справа от него, стела размерных величин. Бетонная стена служит для них фоном, изображающая ее на эскизе черта в одном месте разорвана. Здесь-то и находится «душа» всего здания. В данном случае термин «душа» — L'ame — понимается в смысле скрипичной «душки», представляющей собой тонкую деревянную распорку между верхней и нижней деками инструмента, установленную в точно найденном месте. Это и определяет резонирующие свойства, звучание инструмента, и она является в полном смысле его душой. В опалубку железобетонной ограды размером 8 х 13 м было заложено шесть деревянных вкладышей в виде мужских фигур. После распалубки образовалось их рельефное воспроизведение; оно хорошо воспринималось на общей плоскости благодаря игре света и тени. Смысл этих фигур в том, чтобы еще раз подчеркнуть, что все в здании подчинено человеческому масштабу.
 
Рис. 43. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 44. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 45. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
 
Крыша. Обычно это излюбленное место пребывания кошек и воробьев. Мы же предусмотрели на крыше: 
беговую дорожку длиной 300 м;
зал для занятий физкультурой  (с помещениями на открытом воздухе и закрытыми);
клубные помещения;
ряд специальных устройств детского сада (водо- и светотерапия, помещения для игр на открытом воздухе и т. п.);
помещение для матерей;
места коллективного отдыха: солярии и бар. 
 
Отсюда, с высоты 56 м над уровнем земли, открывается один из чудеснейших в мире видов на море с островами, на горы Сен-Сир, Тет де Пюже и Сен-Бом, на вершину Сент-Виктуар, на центр Марселя с соборами Нотр-Дам-де-ла-Гард и св. Евстахия. Обеспечив решение функциональных задач, мы занялись уточнением пропорциональных размеров. Надстройки на плоской крыше будут участвовать в формировании пейзажа Марселя. Их силуэт должен быть выразительным, контрастным, но уравновешенным. 
 
Мы изготовили макет в крупном масштабе. 
А = 33 — с. р.— толщина перекрытия; 
В = 43 — к. р.— конструктивная толщина покрытия; 
С = 86 — с. р.— высота цоколя вентиляционной трубы; 
D = 113 — к. р.— высота стенок между песочницами и опорной стенкой открытой спортивной площадки;
E = 140 — с. р.— длина стенок между песочницами;
F = 183 — к. р.— размеры  различных по назначению стенок;
G = 226 — с. р.— высота  помещений для матерей;
H = 296 — к. р.— высота бара;
I = 366 — с. р.— ширина плескательного бассейна;
J = 479 — к. р.— высота крытого зала для физкультурных занятий;
K = 775 — к. р.— длина плескательного бассейна; 
L = 1253 — к. р.— ширина физкультурного зала по северному торцу; 
M = 1549 — с. р.— ширина физкультурного зала по южному торцу;
N = 1549 — с. р. : 226 — с. р. = 1775 — высота  помещения для водонапорных  баков  и машинного отделения лифтов; P = 775 — к. р.: 53 — с. р. = 828 — длина водонапорной башни; 
R = 592 — к. р. : 63 — с. р. = 645 — ширина  водонапорной башни;
 
В порядке иллюстрации здесь приводится только часть различных величин. В действительности все размеры в здании определены с помощью Модулора. Пример назначения размеров некоторых дополнительных элементов (рис. 46). Мощная южная торцовая стена высотой 56 м оперта на первую пару опорных стоек. В сентябре 1948 г. приступили к их бетонированию. Остановившись перед деревянной опалубкой, я представил себе образованную солнцезащитными ребрами решетку, идущую на высоту 50 метров. Мне представилось, что следовало бы подчеркнуть роль этих опорных стоек, таких прекрасных, мощных «работяг». Надо было тут же, до бетонирования предусмотреть такую возможность путем устройства двух кронштейнов, на которые впоследствии можно было бы установить какую-либо скульптуру. Многие считают меня врагом изобразительного искусства. Это не так. Уже в течение тридцати лет я ежедневно занимаюсь живописью. Что я действительно ненавижу, так это приспособленчество; я мечтаю о синтезе пластических искусств в полном смысле слова. Я отвергаю безвкусицу, которую слишком часто предлагают художники-догматики. 
 
Автомобиль был уже готов к отправлению: мне приносят чертежи опалубки опорных стоек; за одну минуту я набрасываю эскиз и назначаю размеры того, что должно быть добавлено плотниками в опалубке. Размеры каждого из двух кронштейнов: высота 53 — с. р.; ширина 16,5 — к. р.; вылет 86 — с. р.; расстояние между кронштейнами 183 — к. р. 
 
Поскольку предполагалось оставить бетон без последующей отделки и сохранить на нем отпечатки стыков досок опалубки, я определил по Модулору ширину этих досок: 26,5 — с. р.; 16,5 — к. р.; 10,0 — к. р. Такова небольшая иллюстрация к тому, как может быть использован Модулор на ходу, непосредственно на строительной площадке.
 
Рис. 46. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 47. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 48. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
 
 
Другой пример применения Модулора
 
При ширине помещений 3,66 — с. р. определенные по Модулору размеры встроенной мебели позволяют ее установить легко и свободно; все находится под рукой как у сидящего, так и у стоящего человека.
 
 
Рабочий кабинет минимальной площади
 
Длина нашей архитектурной мастерской па ул. Севр 34—50 метров; она почти целиком отведена проектировщикам. Руководству пришлось разместиться в крошечных комнатах. Мой кабинет лишен окон и оборудован кондиционером. Я чувствую себя там, как в укромном убежище; то же чувствуют посетители, и поэтому они лаконичны, не задерживаются. В небольшом кабинете шириной 226 — с. р., глубиной 226 — с. р. + 33 — с. р. и высотой 226 — с. р. находятся, таким образом, пять человек. Стандартная объемная ячейка по Модулору принята 226 x 226 x 226. Согласованность размеров помещения позволила удачно разместить мебель и декоративные элементы: стол: 53 с. р. x 113 к. р.; панно (на левой стене): 166 (113 + 53) x 226 с. р.; ширина свободного от панно участка стены 86 с. р. + 3 рейки (3 x 2). Размеры деревянной полихромной скульптуры, установленной на кронштейне из гнутой листовой стали: кронштейн-вынос 33 с. р.; ширина — 16,5 к. р.; высота 16,5 к. р. Расположение кронштейна: вправо от угла кабинета 43 к. р., от потолка 53 с. р.
 
 
Проектное предложение для передвижной выставки, посвященной творчеству Ле Корбюзье, организуемой по инициативе восьми крупных музеев США
 
Выставка посвящена архитектуре, градостроительству и живописи. Экспозиция состоит из репродукций отдельных страниц полного собрания произведений Ле Корбюзье, выпущенного форматом 29 x 23 см. Кроме того, в число экспонатов входили живописные холсты в подлинниках. В каждом зале предусматривалась экспозиция материалов различных размеров по стенам; кроме того, посередине помещения размещался двусторонний стенд-ширма для экспозиции увеличенных фоторепродукций.
 
Решение экспозиции на стенах (рис. 49).
 
С = 26,5 — к. р.— полосы для экспозиции печатных страниц и небольших по размеру материалов;
Е = 86 — с. р. — высота поля, включая раскладку, для экспонатов средних размеров;
F = 113 — к. р. — высота от пола до оси полос для печатных материалов;
G = 140 — с. р. — высота поля для экспонатов более крупных размеров.
 
Суммируя по три эти размеры, мы получим размерные величины, соответствующие трехчастному и двухчастному членению, положенным в основу обоих рядов Модулора.
 
Е + D + E (86 + 53,5 + 86) = 226 (фигура человека с поднятой рукой).
G + Е + G (140 + 86 + 140) = 366 (две поставленные друг на друга человеческие фигуры). 
 
Приведенные подсчеты подтверждают стремление соблюдать во всех случаях человеческий масштаб.
 
Рис. 49. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
Рис. 50. Ле Корбюзье. Le Corbusier. Mod 1. Модулор 1
 
Фабрика в Сен-Дье
 
В связи со строительством фабрики Дюваля в Сен-Дье представилась возможность создать произведение, можно сказать, музыкальное, своего рода контрапункт и фугу на основе Модулора. Сооружение состоит из трех основных частей: сквозного ряда опорных стоек; параллелепипеда производственных цехов; надстройки, где размещены конторские помещения, выходящие на плоскую крышу-террасу. Композиция построена на сочетании трех шагов, отличающихся ритмом:
 
шаг несущего железобетонного каркаса: опорные стойки, колонны, перекрытия;
шаг решетки, образованной солнцезащитными ребрами на фасаде здания;
шаг дубовых переплетов остекления производственных и конторских помещений, размещенных за солнцезащитной решеткой на фасаде.
 
Каркас. В плане и разрезе приняты размеры:
Шаг М = (K + В)= 592 — с. р.: 33 — с. р.= 625
Толщина колонн:
Е = 70 — к. р.
D =   53 — с. р. 
С = 43 - к. р.
Вынос консоли перекрытий I = 296 — к. р.
 
Солнцезащитное устройство. В плане и фасаде приняты размеры:
 
Расстояние между вертикальными ребрами  К= 592 — с. р.
Высота ячейки решетки  I = 296 — к. р.
Толщина ребер  А = 7,8 — с. р.
Ширина ребер  F = 113 — к. р.
 
Остекление. Размеры по фасаду:
Высота оконных проемов J = 336 — с. р.
Высота членений переплетов N = 86 — с. р. P = 140 — с. р.
 
Композиция всего сооружения построена на сочетании основных размерных величин каркаса, остекления и солнцезащитных устройств — все эти величины вполне самостоятельны и нигде не совпадают по вертикали; они равны соответственно 625, 592 и 366. Но все они соразмерны, относятся к одному порядку. Мне представляется, что музыкальность композиции, созданной архитектором, не менее строга, изящна и разнообразна, чем произведения Дебюсси.
 
 
Новое остекление с деревянными переплетами
 
В здании, построенном в 1930 году с соблюдением действовавших тогда строительных правил, надо было устроить новое остекление; рама оконного проема до железобетонной перемычки составляла 204 см. Этот случайный размер определил пропорциональный строй, принятый в планировке квартиры. Поэтому здесь не были применены размеры по шкале Модулора для дюймовой системы мер, а был создан специально для данного случая особый Модулор на основе размерных величин 165—204, рассчитанный на эффект обмана зрения.
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)