Из статьи А. Веснина и В. Веснина «Форма и содержание»

 

* «Архитектурная газета», 1935, 8 апреля.
 
Проблема формы и содержания является одной из основных в архитектуре. Необходимо точно определить понятие — содержание и форма. Под содержанием в архитектуре следует понимать: социально-утилитарное содержание, т. е. общественно-бытовые, индивидуально бытовые и производственные процессы, протекающие в архитектурном сооружении, и художественно-идеологическое содержание. Под формой следует понимать систему художественно-архитектонического построения пространства в строительном материале, конкретизирующую данное содержание.
 
 
Содержание всегда имеет ту или иную форму. Только через форму оно становится данным конкретным содержанием. В этом смысле неразрывность формы и содержания всегда существует. Но не всегда данное содержание конкретизируется в форме, ему отвечающей. Часто большое, глубокое содержание через несоответствующую форму искажается до неузнаваемости, перестает быть данным содержанием и может перейти в свою противоположность. [...]
 
Единство — тождество формы и содержания — это один из основных законов искусства.
 
Примерами единства формы и содержания в архитектуре могут служить лучшие образцы зодчества Египта, Греции, Рима, готики, Возрождения.
 
Проанализируем египетский храм. [...]
 
Содержание. Социально-утилитарный момент: требования религиозного культа сводятся к необходимости в следующих помещениях: святилище — обитель бога, служебные при нем помещения, наос — главный зал храма, доступный только для посвященных жрецов и фараонов, и двор — огражденное пространство для народа.
 
Художественно-идеологический момент: задача поразить, подавить психику величием божества.
 
Форма, конкретизирующая данное содержание: аллея сфинксов монотонными метрическими ударами подготовляет, создает напряженное состояние ожидания, колоссальные пилоны подавляют своей величиной, узкая щель — вход — резкое сжатие пространства — создает настроение таинственного. Далее замкнутый двор, лес громадных, часто поставленных колонн наоса, символизирующий священную рощу (сгущенное пространство). Дальнейшее сжатие пространства, нарастание мрака, усиливающее таинственность. Наконец, последний удар на психику — погруженное в полный мрак сжатое обиталище божества, создающее мистическое настроение.
 
Социально-утилитарное и художественно-идеологическое содержание конкретизированы через соответствующую форму. Содержание и форма взаимно проникают, форма становится содержательной и содержание — оформленным. Архитектор соответствующими архитектурными приемами достиг полного единства формы и содержания.
 
Анализ лучших образцов архитектуры Греции, Рима, готики, Возрождения подтверждает, что мастера архитектуры соответствующими приемами всегда находили надлежащую форму, конкретизирующую данное содержание. Каждая эпоха нашла характерные для нее архитектурные приемы композиции и архитектурные формы.
 
Ясно, конечно, что архитектурная форма, являясь конкретизацией содержания в определенном строительном материале, не определяется исключительно содержанием. Строительный материал и уровень строительной техники в значительной степени обусловливают архитектурную форму, но ведущим началом остается содержание.
 
Само содержание не является постоянным. Оно находится в развитии, обусловленном рядом факторов и в конечном счете развитием производственных сил.
 
Вполне понятно, что и форма не может быть постоянной. Канонизация старой формы, как бы прекрасна она ни была, является тормозом в развитии содержания.
 
Основная задача, стоящая перед советскими архитекторами,— найти архитектуру, наиболее полно конкретизирующую содержание новой строящейся жизни. Новое содержание не может быть выражено в старых формах, не будучи искаженным.
 
К сожалению, очень многим архитекторам и архитектурным критикам это неясно. [...]
 
Необходимо выработать активное творческое отношение к наследию прошлого. А это значит: на основе изучения наследия прошлого познать сущность архитектуры, познать законы архитектуры, законы ее развития, законы формирования стилей, понять суть органичности в архитектуре, изучить приемы композиции лучших образцов методом критического анализа, развить в себе чувство пространства, ритма, пропорций — овладеть архитектурным мастерством.
 
Не путем подражания архитектурным образцам будет создана подлинно советская социалистическая архитектура, а путем творческих исканий новых форм архитектуры, отвечающих новому содержанию, на основе глубокого понимания сущности этого содержания. Необходимо глубокое понимание жизненных процессов, их закономерностей, тенденции их развития на основе марксистско-ленинского мировоззрения.
 
Необходимо овладеть всеми достижениями современной архитектуры и современной техники.
 
Все устремления архитекторов должны быть направлены на творческие искания новых образов архитектуры великой новой эпохи человечества, на создание архитектуры, не только отражающей нашу эпоху, но и активно ее строящей.
 
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).