Из статьи А. А. и В. А. Весниных «Архитектурная реконструкция Москвы»

 

* «Архитектурная газета», 1936, 11 июня.
 
[...] В процессе работы над реконструкцией Москвы на каждом отрезке времени выкристаллизовываются свои очередные творческие вопросы. В настоящее время больше всего заслуживают внимания архитектора четыре основных вопроса: 1) архитектурная реконструкция центра Москвы, 2) застройка магистралей по новым красным линиям, 3) реконструкция площадей и 4) включение в ансамбль города реконструируемых и новых водных пространств Москвы и окрестностей.
 
Основной вопрос реконструкции центра Москвы — это композиционное выявление исторического, правительственного и культурного центра столицы. В творческом плане эта большая и ответственная задача ставит перед архитекторами ряд задач, и прежде всего создание основного архитектурного ансамбля нашего исторического центра — Красной площади с Мавзолеем Ленина, Кремлем и другими выдающимися историческими памятниками. [...]
 
[...] Реконструкцию Красной площади нельзя рассматривать изолированно от реконструкции всего центра столицы в границах: Москворецкая набережная — площадь Ногина — площадь Дзержинского — площадь Свердлова — площадь Революции и Красная площадь. Все эти ансамбли, которые включает в себя Китай-город, между собой неразрывно связаны. [...]
 
В архитектурной композиции магистралей Москвы важнейшее значение имеют два основных момента — система их застройки и их озеленение. В новых проектах застройки магистрали должно быть уделено больше внимания внутреннему пространству кварталов. Нужно раскрыть внутреннее пространство кварталов взорам широких потоков людей, проходящих по улице. Подобное решение лишит застройку кварталов ее традиционной замкнутости и создаст вместе с тем все предпосылки для более богатого архитектурного решения самой магистрали.
 
Это замечание относится не только к новой застройке, но и к реконструируемым старым магистралям центральной части города [...]
 
Наряду с этим необходимо обратить внимание на ансамблевое включение архитектурной композиции отдельных зданий в общий комплекс магистралей. Большое значение в этом отношении имеет, в частности, уместное пользование горизонтальным и вертикальным принципом общей композиции здания. Необходимо стремиться к тому, чтобы, как правило, все здания, идущие по продольной оси улиц, были построены по горизонтальному принципу композиции. Это важно прежде всего для создания целостного архитектурного образа улицы, для усиления выразительности ее перспективного замыкания по продольному направлению в точке схода и др. Высотная вертикальная композиция здания может быть уместной лишь в том случае, если оно располагается перпендикулярно к продольной оси одной из улиц и должно создавать замыкающую перспективу в точке схода. [...]
 
Хочется видеть внедрение более крупных зеленых пятен в виде бульваров и скверов. [...]
 
В проектах реконструкции площадей следует уделить больше внимания сочетанию новой застройки со старой архитектурой площади. Часто приходится наблюдать, что в целях создания ансамбля архитекторы стараются подделать архитектуру новых зданий под существующую старую застройку. Это неправильно. Ансамбль может быть достигнут и при относительно самостоятельной трактовке новой застройки. [...]
 
 
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).