О путях освоения архитектурного наследия
[...] Архитектурное наследие прошлого нужно освоить для того, чтобы его преодолеть, освоить для того, чтобы перейти к творчеству своей архитектуры городов, отвечающей новому содержанию коллективизируемого быта, новым его процессам и новому мировоззрению бесклассового общества.
Вернее будет даже сказать, вместо «перейти к творчеству» — углубить, развить, усилить творчество новой архитектуры и новой планировки городов, так как по отношению к творческим исканиям последних лет нельзя целиком и огульно ставить знака отрицания [...] Нужен отбор сознательный, строгий, но бережливый отбор того положительного, что наметилось нашей архитектурной мыслью, но что, быть может, еще далеко не оформилось.
[...] Задачей этой развернутой аналитической разработки должна быть и социальная и художественная сторона.
Так называемые «законы художественной формы» должны быть некрыты в конкретном историческом освещении и восприняты в таком же понимании. Тогда станет ясной бесцельность имитаторства, бесцельность повторений или фетишизации [...] не будем искать повторений неповторимого [...] Направим свои усилия на накопление знаний и на изучение приемов композиции, приемов построения архитектурной формы, на изучение ее социальной обусловленности, хотя бы в самых сложных зависимостях, и средств ее воздействия па массовое восприятие и в условиях культуры исторических эпох архитектурного расцвета прошлого и в условиях современности.
[...] Мы должны знать не только почему возникла та или иная форма, но и почему она была прекрасна [...] градостроительство и было в древности и должно быть и будет у нас высоким искусством *.
* «К вопросу о путях освоения архитектурного наследия прошлого в архитектурно-планировочном проектировании». Доклад на кафедре «Градостроительство» 5 апреля 1933 г. Личный архив А. П. Иваницкого.
[...] Альберти вводит в практические требования идеалы свободного расположения широких пространств в пределах города, к которым устремились желания передовых людей Ренессанса, ушедших из рамок средневекового города.
У Альберти было живое чувство красоты самого города, его общего расположения, красоты сетки его плана, а не только отдельных его частей или общего его архитектурного силуэта. Этого чувства мы уже не находим у некоторых из более поздних и более знаменитых архитекторов — и практиков и теоретиков *. [...]
* «XV век — кватроченто — и возникновение Ренессанса», из конспекта лекций для аспирантов. 1936 г. Личный архив А. П. Иваницкого.
Добавить комментарий