К вопросу об условиях формирования архитектурных комплексов
[...] Во всех эпохах человеческой культуры, включая и неолит, можно проследить применение правильных планировок или, вернее, размещение тех или иных общественно важных устройств различных форм, нередко тоже правильных, геометризированных, и связь таких приемов с объединенным, или так или иначе централизованным новым строительством при одновременном пользовании обычными приемами размещения бытовых форм строительства, создававшими многообразную гамму неправильных планов.
В связи с этим геометризированность плана в науке принима¬лась как признак первоначального замысла или императивного начала традиций, верований, культа и пр.
[...] Важно последовательно, глубоко и ярко вскрыть, какие условия и какие силы определяли единство архитектурных комплексов в длительном процессе их сознательного творческого созидания, в котором участвовала вовсе не одна творческая воля, не один автор, а много авторов, много творческих усилий и на таком отрезке времени, когда уже сменялись не только люди, но целые поколения и целые направления во взглядах и требованиях общества. Это замечательное и важное по своему значению явление имело место и при правильных («регулярных») и при неправильных («иррегулярных» ) планировках *.
* Из отзыва о работе А. Л. Пастернака «Общественные центры городов античного мира и Западной Европы до XVIII века». 1947 г. Личный архив А. П. Иваницкого.
Добавить комментарий