Выставка «Архитектура Ленинграда за 18 лет»
* Журнал «Архитектура СССР», 1936, № 7, стр. 27—35. Выставка «Архитектура Ленинграда за 18 лет» была открыта в марте 1936 г. Создание ее было частью подготовки ленинградской архитектурной общественности к I Всесоюзному съезду архитекторов.
Москва всегда по сравнению с Ленинградом была более экспансивной в вопросах искусства. Связь с архитектурной традицией в работах ленинградцев ощущалась сильнее, и это сказывалось в проектах, характеризующих архитектурное строительство города Ленина в первые годы восстановительного периода.
[...] Для периода увлечения конструктивизмом очень характерен почти полный отказ от средств скульптуры и живописи. Оголенная конструкция, в которой материал получал абстрактную трактовку, а поверхность приводилась к наиболее плоскостному выражению в соответствии с общим увлечением геометризмом, не могла принять все богатство пластических и цветовых нюансов скульптуры и живописи. Общее распространение получили чрезвычайно ограниченные приемы внешней обработки поверхности и объемов архитектурных сооружений.
[...] Последующий период обращения всей архитектурной общественности к более полноценным, отвечающим нашей эпохе архитектурным образам на выставке представлен наиболее полно. Проекты Этого периода резко отличаются от предшествующих работ виртуозной иной раз техникой их исполнения.
[...] Культура архитектурного рисунка ленинградцами не забыта, она воспринята и молодым поколением архитекторов, но иногда эта Эффектная подача проекта отвлекает внимание от архитектурного содержания и целей. Художественному выполнению проектов должно отвечать выполнение работ в натуре. Между тем только на стендах архитекторов Левинсона и Фомина по фотографиям с дома Ленсовета на Карповке с удовлетворением убеждаешься, что культура выполнения здесь, возможно, даже на более высокой ступени, чем культура графической подачи проекта.
Очень характерным и положительным явлением современной нашей практики проектирования является введение моделей, одинаково важных для искания масс и деталей формы.
[...] Наиболее распространенным объектом в это время является жилой дом и квартал. В области жилого строительства определились три типа зданий: каменный дом-квартал или часть квартала, дом-усадьба, заключающий незастроенную часть уже существующего квартала, и дома повышенного типа, занимающие в городском ансамбле место, которое обязывает их трактовать почти как общественные здания.
Сооружения первого типа наименее распространенны [...] Более распространен пока второй тип жилого здания — дом-усадьба, в будущем обреченный на отмирание.
Работа над такими объектами открывает архитектору возможность усовершенствования, облегчая переход к проектированию целых кварталов. Архитектор при этом должен согласовать свой проект с уже существующим ансамблем квартала и улицы. Это очень трудная даже для опытных мастеров задача.
[...] У Троцкого избыток сил. Поэтому архитектура его ярка, но не всегда дает четкий образ. Средства выражения у него меняются не по теме, а в зависимости от его творческого настроения.
[...] Чувство форм, сила архитектурного выражения, легкость и разнообразие в рисунке и во всех средствах передачи своих мыслей присущи как никому — Л. В. Рудневу. [...]
Добавить комментарий