Мысли о форме [произведений архитектуры и художественной промышленности]

 

* Фонд ГМИЛ, КП-55357. В тексте имеется примечание А. С. Никольского: «Была опротестована как формализм студенческим активом (Федор Терехин, Константин Иванов, Андрей Чалдымов)».
 
[...] Колонна у грека — необходимейший элемент постройки, у римлянина — уже предмет роскоши. Грек украшает конструктивные Элементы своего здания, римлянин конструктивными элементами грека украшает свои здания... Мы довели это до логического катастрофического конца. [...]
 
[...] В вопросах эмоционального восприятия и воздействия формы архитектор работает вслепую, безответственно, неуверенно, ибо метод в этой области не дает ему критерия *, вопрос предоставляется в лучшем случае таланту — интуиции. Возражение, что сооружение, построенное с идеальным учетом всех функциональных зависимостей, само в себе несет правильное формальное решение как автоматическое следствие — это возражение стоит на почве шаткого механистического материализма. [...]
 
* Речь идет о так называемом функциональном методе проектирования.
 
[...] Конкретный объект, вырастающий из рук архитектора, воздействует эмоционально на субъекта. Учет этой стороны искусства (а я архитектуру считаю таковым), учет эмоционального воздействия его на массы имеет очень большую давность. Каждый правящий класс во все времена пользовался этим свойством искусства, Эксплуатируя его со всей возможной силой.
 
В наше время вопросы искусства, формирующего как психику отдельного человека, так и настроения и эмоциональную жизнь всего общества, вполне естественно, из теоретических становятся вопросами политики. Вопрос о форме изолировать нельзя. Он должен быть признан вопросом рации. Не забудьте о том, что форма, цвет, соотношения могут при любом процессе, происходящем в здании, подавить жизненный тонус присутствующих или поднять его, погасить яркость человеческой энергии или сохранить ее, дать психике отдых, уравновесить ее или возбудить. [...]
 
[...] Форма не должна иметь самодовлеющего значения, но вопрос о ней должен быть поставлен в соответствующем ей значении и масштабе. Эстетический вкусовой подход к этому вопросу должен уступить место научному. Цвет, форма, ритм должны стать предметом лабораторных исследований. Лаборатория физиолога, химика, физика, психолога, мастерская художника, скульптора, архитектора — вот откуда мы должны теперь получать данные по интересующему нас вопросу. [...]
 
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)