Проект Дворца Советов в Москве. Закрытый конкурс
* Из пояснительной записки к проекту Дворца Советов в Москве. (Закрытый конкурс 1931 г., архив А. С. Никольского.)
Работа в области проектирования зданий и сооружений массового назначения на новой социальной базе ставит перед архитектором целый ряд проблем, неразрешимых или трудноразрешимых на основе старых отживших традиций и трафаретов.
Всесторонний пересмотр и серьезная критика под углом современности архитектурного наследия прошлого, до сих нор сильно влияющего на результаты работы современных архитекторов, настоятельно диктуется изменением целевых установок и внутреннего содержания работы зданий массового назначения.
Работа архитектора, таким образом, должна идти по линиям
1) критического анализа архитектурных традиций
2) учета всех предпосылок, даваемых современностью, и правильного ответа на них.
Методом работы архитектора в этом случае должен быть метод, основанный на принципах рационального планирования населенных мест
дающий базу для правильного решения зданий массового назначения, как центров наибольшего скопления публики
Экзаменующий решения и приемы общепринятого метода проектирования. [...]
Основные положения
массовость — как основной принцип здания общественного назначения
секционность — как принцип решения зданий массового назначения, во избежание превращения массы в толпу — неорганизованное целое
органичность секционности — как принцип, предотвращающий разбивку массы на разрозненные части — уничтожение массовости
секционность организации всех процессов, связанных с пребыванием посетителя в здании
обеспечение максимальной быстроты эвакуации из зала заседаний
многократность использования внутреннего объема по различным назначениям в пределах целевой установки сооружения...
Схема конструкции перекрытия большого зала вместимостью до 20000 человек при диаметре в 120 м определилась двумя соображениями:
1) конструктивно-экономическими: жесткоподвесная система экономичнее и конструктивнее жесткой, облегчая основную жесткую часть конструкции
2) акустическими соображениями — зал принятых размеров и принятой конфигурации должен быть радиофицирован. Конфигурация перекрытия является гигантским рупором громкоговорителя потребной мощности.
Архитектурно эти соображения оформились круглой в плане формой главного зала с пространственно разрешенным перекрытием его: пространственный цилиндр — стойки равного сопротивления и кольцо, обратный конус затяжек и параболоид вращения (часть) самого перекрытия. Пространственно разрешенная конструкция перекрытия главного зала, имея высшую точку в 100 метрах над землей, основывается на 25-метровой высоте стилобата здания Дворца Советов.
Верхняя часть здания прямоугольной конфигурации переходит над Охотным рядом десятью лестницами-ребрами из кулуаров публики в вестибюль, входит на площадь Революции вестибюлем и заканчивается пятью пятидесятиметровыми параллелепипедами — музеями-выставками.
Параллелепипеды служат также конструктивными пилонами для подвески лестниц, перекинутых через Охотный ряд.
Монументальная лестница в 4 метра высоты подводит посетителя к вестибюлю; противоположный торец, выходящий на площадку перед проездом Художественного] театра, решен ритмом 10 выступов лестниц, пространственно дающим завершение композиции с этой стороны. Нижняя часть сооружения имеет форму прямоугольника с полукруглым окончанием в сторону Охотного ряда, чем учтен отчасти и планировочный вопрос; [она] уже верхней части, решена ритмом вертикальных стоек.
Эти предпосылки, учтенные в проекте, дают простое и ясное пространственное разрешение плана, с прямопоточными графиками движения публики, обеспечивающее не только удобство публики, но и пожарную и общественную безопасность посетителей. [...]
Добавить комментарий