Естественное освещение помещений
* Статья «Естественное освещение помещений». — Журн. «Wasmuths Monatshefte fur baukunst», 1929, N 4, 8. 147—150. Пер. с немецкого М. Д. Канчели.
Прекрасно, когда проблемы художественного формообразования решаются интуитивно. Но еще лучше, когда внутренние закономерности таких творческих решений удается осмыслить и вывести соответствующие формулы. [...]
Само собою разумеется, что в многоэтажных зданиях для освещения внутренних помещений служат окна в наружных стенах. Если требуется большая освещенность, размеры окон увеличиваются; когда чрезмерное поступление света нежелательно, окна могут быть маленькими. Естественно далее, что в кирпичных или каменных стенах все окна располагаются горизонтальными рядами на одинаковой высоте и через равные интервалы. По привычке горизонтальные ряды окон перенесены и в железобетонное строительство, и здесь они могут принять форму непрерывной горизонтальной ленты. Однако конструктивно кирпичная или каменная стена существенно отличается от стены с железобетонным каркасом, поскольку первая представляет собою несущий элемент конструкции, в то время как вторая служит лишь ограждающим свето- и термозащитным экраном. И это различие должно быть каким-то образом выражено формальными средствами, даже в тех случаях, когда устаревшие ряды окон нас практически полностью удовлетворяют. Если же нам неясно, как это можно сделать, то следует продумать, как мы фактически пользуемся окнами, и затем разместить их точно в соответствии с потребностью.
Окна служат для естественного освещения внутренних помещений и для обозрения. Потребность в освещении в свою очередь может в одних случаях ограничиваться пространством, непосредственно примыкающим к наружной стене, в других — распространяться и на более отдаленные части помещения. Таким образом, для совершенно различных целей нам требуются три рода окон, форма, величина и местоположение которых могут быть математически точно определены... Архитектору, не чувствующему себя связанным какими-либо «эстетическими» традициями, остается лишь следовать указаниям физики и требованиям жизни. Он поднимает горизонтальную полосу окна возможно ближе к потолку, чтобы обеспечить освещение глубинной части помещения, и в дополнение к этому может разместить несколько отдельных смотровых проемов (рис.1). Наиболее рационально расположение окон в шахматном порядке, принятое в моем премированном проекте дома Центросоюза в Москве (рис. 2). При таком расположении окон мебель может быть так расставлена, что все рабочие столы будут хорошо освещены: либо слева окнами в нижней части стены, либо спереди окнами в верхней части стены. В здании Главного почтамта и телеграфа в Ленинграде, где требовалось осветить зал большой глубины, верхние окна сделаны соответственно более крупными (рис. 3).
Если удастся освободиться от слепого культа горизонтальных рядов окон, то многое можно увидеть в ином аспекте, чем это обычно принято. И тогда может даже встать вопрос, действительно ли повсеместно необходимы окна? Так, в моем проекте Ленинградской Публичной библиотеки для книгохранилища не предусмотрено вовсе никакого естественного света, потому что все существующие библиотечные здания убедили меня в том, что помещения, заставленные книжными стеллажами, никоим образом не могут быть в достаточной мере обеспечены естественным освещением, а для целей проветривания окон, конечно, абсолютно недостаточно. Таким образом удается выгадать свет для читального зала, где он необходим.
Отказался я от окон и в проекте одноэтажной школы для Ленинграда на 1000 учащихся. Ряды спаренных классных помещений отделены друг от друга широкими коридорами, и это позволило интенсивно осветить их верхним светом.
Добавить комментарий