Искусство в технику

 

* Из кн. «Выставка работ заслуженного деятеля искусств В. Е. Татлина», М. — Л., 1932, стр. 5—8.
 
Существующие формы, применяемые в строительном искусстве (в архитектуре), в технике и, в частности, в авиации, обладают некоторой установившейся схематичностью. Обычно — это сопряжение простых прямолинейных форм с формами, обладающими простейшей кривизной.
 
Что касается архитектуры, то введение в строительные формы кривизны и форм сложной кривизны (образующей такие формы является сложное движение прямой или кривой) носит пока примитивный характер, а все дело ограничивается обычным сечением простейших тел; это и приводит к однообразию в смысле конструктивно-технического решения, а также замыкает художника в узкий круг обычно принятых строительных материалов. Это четко обнаруживается в проектах мировых конкурсов современной архитектуры. Что касается «малых форм», то в этой области узкий круг формальных достижений прошлого всецело овладел творчеством художника; элементы беспредметничества, являющиеся, по существу, чрезвычайно примитивными формами художественного мышления, не усложнились и не привели к созданию синтетической жизненно необходимой вещи. [...]
 
Работа в этой области, включающей в себя мебель, предметы быта, еще только начинается, между тем нарождение новых культурно-бытовых учреждений, в которых будут жить, думать и выявлять свои дарования массы трудящихся, потребует от художников не только внешней декоративности, но потребует прежде всего вещей в соответствии с диалектикой нового быта. [...]
 
Таким образом:
 
1. Однообразие форм (по существу, не обусловленное техническими требованиями)  приводит к ограниченному кругу материалов, однообразному его использованию и  создает до известной степени трафаретное отношение в смысле культурно-материального оформления вещей, что приводит также к однообразному решению и конструктивных задач.
 
2. Художник, имеющий опыт  с кругом разнородных материалов (не будучи инженером, но изучивши интересующий его вопрос), невольно ставит перед собой задачу решения технического оформления путем новых соотношений материи с целью получения новых напряжений и изобретения на этой основе сложной формы, подлежащей, конечно,  техническому обследованию в процессе дальнейшего развития. Техника должна быть поставлена художником перед фактом  новых взаимоотношений формы материала и его работы. Формы сложной кривизны требуют иных пластических,  материальных и конструктивных взаимоотношений — этими элементами может и должен овладеть художник, метод творчества  которого обладает отличными от метода инженера творческими качествами. 
 
Итак: [...]
 
2. Я шел от конструкции материальных сооружений в простейших формах и более сложным: это одежды, предметы жилобихода до архитектурного сооружения в честь Коминтерна. [...]
 
3. В результате работы я пришел к выводу, что подход художника к технике может и должен влить новую жизнь в ее устоявшиеся методы, часто сопротивляющиеся задачам реконструктивного периода. [...]
 
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)