Здание социализма
* Из статьи в газете «Советское искусство», 1932, 7 октября.
Уже в Днепрогэсе, законченном накануне второй пятилетки, советская архитектура порвала со всеми традициями и канонами европейско-американской архитектуры. Мы ищем формы для выражения
социальных идей нашей эпохи и нашей страны отнюдь не в прошлом и даже не в эклектическом сочетании прошлого с настоящим, а исключительно в будущем.
Для нас, архитекторов, искусство будущего, т. е. искусство бесклассового общества, открывает такие заманчивые перспективы, которые зарубежным мастерам и не снятся. Архитектурная эстетика не будет черпать своих приемов из отжившей классики, ибо она будет обладать [таким] запасом гармонических черт, что сама станет классикой новой эпохи человечества. Основное — в простоте и умении извлечь максимум выразительности материальной детали. Из каждого камня, из каждой плиты, которые должны «работать» в здании. Простота, ясность, четкость каждой линии создадут ту общую картину величественности, которая будет присуща новому строительству нашей страны. Эпоха бесклассового общества раскрепостит наши здания от оков провинциально-казарменного бездушья — стандартного лица всех промышленных и коммунальных сооружений в Европе и Америке.
В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты. Мы нашли наиболее выпуклое архитектурное выражение технической идеи Днепростроя, соорудив здание, красота которого заключается не в приклеенных лепках или в хаотическом нагромождении колонн. Мы в неизвестных до сих пор зарубежной архитектуре масштабах применили такие строительные материалы, как стекло, марблит и др. Это дало нам возможность раздвинуть стены сооружения, достигнув необычайной широты и простора в помещении, площадь которого не шире 20 м при длине в 250 м.
Во вторую пятилетку построения бесклассового общества я буду работать над Дворцом Советов и Средне-Волгогэсом, вокруг которого на голой степной площадке должны вырасти три новых социалистических города. «Красота» этих строительств — в самом грандиозном замысле их сооружения. Эти здания мы сделаем как бы сквозными, и огромные народные массы смогут проходить через них в дни революционных праздников не задерживаясь. Наряду с этим внутри помещений новых строительств будет создана атмосфера, располагающая к спокойной и плодотворной работе. Раскраска стен, полов, потолков у нас не будет играть роль украшения, а явится неотъемлемым элементом осуществления архитектурной идеи. Каждый агрегат, машина, станок будут окрашены в цвета, максимально располагающие к спокойной и производительной работе. Здания этого нашего непосредственного будущего — это подлинные дворцы освобожденного труда для человечества, не разделенного больше на классы.
Добавить комментарий