Разногласия
Примерно в 1940 году было создано Французское общество стандартизации АФНОР (АРКОК) в целях изучения проблем, стоящих перед современной промышленностью. К участию в работах этой организации были приглашены ведущие инженеры-строители, архитекторы и т. д.
Меня не пригласили. В течение пяти лет мне не довелось построить ни одного кубического сантиметра зданий или застроить хотя бы квадратный сантиметр городской территории. В 1942 году по собственном инициативе я основал АСКОРАЛ и возглавил работу его комиссий, некоторые из которых ко времени освобождения подготовили к изданию ряд полезных кнг в том числе «Мысли о градостроительстве», «Три формы расселения», «Модулор». АСКОРАЛ должен выпустить в свет еще следующие работы: «Уметь жить», «Градостроительство и медицина». За это же время я лично опубликовал книги: «На перепутье», «Судьба Парижа», «Афинская Хартия» и «Беседы со студентами архитектурных школ».
Еще в двадцатые годы были опубликованы двенадцать статей за моей подписью в журнале «Эспри Нуво». Статья «Типовое жилище» вызвала волну возмущения — жилой дом в ней рассматривался как «машина для жилья». Для реализации своих идей я обратился с призывом к промышленности. В другой статье на примере Парфенона и автомобиля я « продемонстрировал достоинства «типизации», показав ее эффективность, ее суть, стандартизацию как предпосылку создания художественных вещей. В статье, посвященной графическим методам построения, я выдвигал на первый план значение пропорций в архитектурных сооружениях.
В 1925 году в павильоне «Эспри Нуво» на Международной выставке декоративного искусства в Париже было обращение к промышленникам с призывом «взять строительство в свои руки».
•
1 апреля 1953 г. я прибыл в Лондон для получения; Золотой медали, которой меня наградила королева Англии за работу в области архитектуры. Один студент передал мне отпечатанную на ротаторе анкету «Модулор Сосшти» по вопросу установления стандартных размеров на основе фута-дюйма. Несколько месяцев спустя эта проблема была вновь поднята на страницах журнала «Префабрикейшен» в связи с голосованием, проведенным на конгрессе Международного союза архитекторов в Лиссабоне и его обращением в ЮНЕСКО, в котором подтверждалось предложение об установлении модульной системы в строительстве. Предполагалось, что основной модуль будет равен 4 дюймам, т. е. 10 сантиметрам, которым следует пользоваться без ограничения размерных величин.
Я не собираюсь вступать по этому поводу в дискуссию. Следует, однако, отметить прогрессивное стремление к установлению методов стандартизации и необходимость международной согласованности. Однако под предлогом срочности предлагается убогая система стандартизации, которая исключает проявление творческого воображения. Задача же заключается именно в том, чтобы установить и утвердить тщательно продуманную, обоснованную и повсеместно применяемую систему показателей как для технической, так и для духовной области человеческой деятельности. Подобные вопросы нельзя решать в спешке, нельзя ограничивать их обсуждение, ссылаясь на какие-либо международные организации.
Добавлю, что инициаторы этого мероприятия напрасно связали его с термином «Модулор». Название их организации— «Модульное общество», очень близкое «Модулору». Я всегда питал отвращение ко всякой путанице и ненавидел двусмысленности.
Современный мир зажат в тисках условных и произвольных регламентации, принятых на основе компромиссов и плохо обоснованных показателей, просто мешающих «делать хорошо». Все это мне знакомо, поскольку в Марселе я строил Жилую единицу, не считаясь с подобной регламентацией. Смело шел, несмотря на бурные протесты, на их нарушение и всякие отступления.
На этом заканчивается первая часть книги «Модулор-2». В ней слово было предоставлено тем, кто пользовался Модулором.
Во второй части я попытаюсь, не вдаваясь в глубокие математические рассуждения, показать основное достоинство и жизненность Модулора как всеобщего рабочего инструмента, применимого в архитектуре, а также и в механике, открывающего возможности для проявления творческого воображения.
Добавить комментарий