Вальтер Гропиус: Круг тотальной архитектуры

«Круг тотальной архитектуры». Вальтер Гропиус. Scope of Total Architecture, Walter Gropius

«Круг тотальной архитектуры». Вальтер Гропиус. Scope of Total Architecture, Walter Gropius

Книга В. Гропиуса «Круг тотальной архитектуры» сразу после её появления вызвала многочисленные отклики в архитектурных и художественных кругах многих стран мира. Её рассматривали не только как подведение итогов многолетней теоретической работы создателя Баухауза и руководителя архитектурного отделения Гарвардского университета, но и как важный этап в развитии современной теории культуры. (Scope of Total Architecture. New York. Harper and Bros, 1955). В журнале «Декоративное искусство СССР» (1965, № 4) был опубликован частичный перевод этой книги с немецкого издания (выбор материала и перевод В. Тасалова).

«Тотальная архитектура» — утопия или реальность? В. И. Тасалов

«Тотальная архитектура» — утопия или реальность? В. И. Тасалов

Вальтер Гропиус давно причислен к «четырем великим» современной архитектуры (вместе с Фрэнком Ллойдом Райтом, Шарлем Ле Корбюзье и Людвигом Мис ван дер Рое). Хотя он построил немало сооружений, ставших классическими образцами современной архитектуры, сам он лично никогда не стремился к такой открыто индивидуальной архитектурной продуктивности, как это было характерно для Райта, Корбюзье и Мис ван дер Рое. Рядом с этими мастерами величие Гропиуса раскрывается прежде всего в колоссальной разработанности и духовной напряженности его идейной концепции для современной архитектуры, сливающей в одно нерасторжимое целое все названные выше факторы и еще много других.

Метод

Фрагмент из заявления Вальтера Гропиуса, сделанного в связи со вступлением в должность профессора архитектуры Гарвардского университета (Кэмбридж, Массачусетс) для журнала «The Architectural Record».

Мое определение идеи Баухауза

CM.: W. Gropius, The New Architecture and the Bauhaus, London, Faber and Faber, 1935; W. Gropius, Education toward Creative Design.— «The American Architect and Architecture», New York, 1937, May; «The Gropius Symposium, held at the American Academy of Arts and Sciences».— «Arts and Architecture», California, 1952, May.

Цель. Художественные и ремесленные школы. Различие между ремесленным и машинным трудом. Обучение в Баухаузе. Подготовительный курс. Визуальный язык. Обучение в мастерских. Развитие стандартных типов. Творческое преподавание. 

Существует ли наука формообразования?

См.: W. Gropius, Design Topics.— «Magazine of Art», 1947, December.

Реальность и иллюзия. Подсознательные реакции. Обучение формообразованию. Психологическое влияние формы и цвета. Соотносительность. Что такое человеческий масштаб? Расстояние, время и пространственные отношения. Необходимость перемены. Общий знаменатель проектирования.

Равновесие между опытом и книжным знанием

Творческое формообразование. Искусство в детских садах. Профессиональное обучение проектированию. Общий знаменатель формы. Визуальный язык. Акцент на практическом опыте. Экспериментальная мастерская и предварительный курс проектирования. Профессиональная подготовка. Строительная практика. История искусства и архитектуры.

План воспитания архитектора: Программа

План воспитания архитектора. См.: W. Gropius, Training the Architect.— «Twice a Year», 1939, N» 2; W. Gropius, Le theätre total. Plan pour un enseignement de l'architecture.— «L'Architecture d'aujourd'hui», 1950, fevrier.

Архитектор в нашем индустриальном обществе

См.: «Gropius Appraises Today's Architect».— «The Architectural Forum», New York, 1952, May.

Общий анализ. Разделение проектирования и выполнения. Пример художника-конструктора. Индустриализация и заводское изготовление домов. Бригадная работа. 

Архитектор — слуга или вождь?

См.: W. Gropius, Eight Steps toward a Solid Architecture.— «The Architectural Forum», New York, 1954, February.

Что образует «стиль»? Поиск общего знаменателя формы против культа своего «я». Заказчик. Машина и наука на службе человеческой жизни. Что такое региональная выразительность? Служение и руководство. 

CIAM 1928—1953

(* CIAM — Международный конгресс современной архитектуры — был основан в 1928 г. в Шато ля Сарраз. Вальтер Гропиус был одним из его вице-президентов начиная с 1929 г.)

Социологические предпосылки минимального жилья для городского промышленного населения

См.: W. Gropius, Die soziologischen Grundlagen der Minimalwohnung für die städtische Industriebevölkerung.— «Die Justiz», 1930, Mai.

Низкое, среднее или высотное строительство?

См.:  «CIAM. Rationelle Bebauungweisen. Flach-, Mittel-, oder Hochbau?», Berlin, Verlag Englert und Schlosser, 1931.

Предпосылки. Сравнение низких и высотных домов. Высота зданий. Использование земли. Преимущества и недостатки высотных многоквартирных домов.

Органическое планирование района

См.: W. Gropius und M. Wagner, A Program for City Reconstruction.— «The Architectural Forum», 1943, July; W. Gropius, Rebuilding Our Communities, Chicago, Paul Theobald, 1945; W. Gropius, Organic Neighborhood Planning.— «Housing and Town and Country Planning», Bulletin N 2, United Nations Department of Social Affairs, Lake Succus, New York, 1949, April.

Отсутствие модели целого. Возрастающее социальное безразличие. Основная модель общественного устройства. Человеческая точка зрения. Новый региональный язык. Воздействие социальной почвы. Предпочтение общественному центру. Процесс и последовательность общественного планирования. Предложения по процессу практической реконструкции. 

Выход из жилищной путаницы

См.: W. Gropius, Towards a Living Architecture Ornament and Modern Architecture.— «The American Architect and Architecture», 1938, January, February; W. Gropius and M. Wagnei, How to Bring Forth an Ideal Solution of the Defense Housing Problem.— U. S. 77 th Congress, Ist session, 1941, Vol. 17, pp. 6949—6956.

Страницы