О восстановлении городов
* Из стенограммы выступления Г. П. Гольца в 1945 г. в Академии архитектуры СССР на тему «Восстановление и реконструкция Смоленска», опубликованного в книге «Георгий Гольц» Н. Н. Третьякова (М., 1969).
Уже четвертый год страна переживает беспримерную в истории войну, беспримерную по огромному количеству вовлеченных в эту борьбу человеческих масс, по напряженности человеческого гения и ума, направленных на уничтожение и разрушение, по бессмысленной жестокости и злобе врага.
Разрушены прекрасные памятники нашего прошлого, а наша страна имеет прекрасное искусство в прошлом — большое искусство великого народа. К стыду нашему, у нас большинство интересовалось и лучше знало и больше ценило богатство материальных культур Запада, чем свое родное, и многое погибло из произведений искусства архитектуры по нашей собственной вине [...] И вот разрушены — Сухарева башня, Триумфальная арка Бове и многие другие памятники. Многие только сейчас осознали силу, значение и величие нашего искусства, когда увидели развалины и пепел Пскова, Новгорода, Смоленска, Истры.
[...] Мы должны быть готовы к грандиозным восстановительным работам. Мы должны создать прекрасные вещи, мудрые и смелые, многообразные, как облака, небо, деревья, скалы, море,— достойные нашего прошлого, нашего народа, нашей великой героической родины. Созидание и восстановление уже начались по всей стране. Трудно себе представить, в какие грандиозные формы это выльется после войны. Нас не много по такой работе, надо готовить молодые кадры. Надо умно распределить силы, опыт, знания, дарования, память...
[...] Сейчас, мне кажется, настало время убедиться в том, что планировка — это самая трудная, самая сложная область архитектурного проектирования.
У нас до сих пор было много хороших и умных проектов планировки, но мало хороших городов; в городах стройка шла случайно, распыленно, без единого архитектурного замысла. Сейчас наша цель — сделать все возможное, чтобы восстановить прекрасные города, достойные нашей великой Родины.
[...] Характерная черта русских городов — это исторически слагавшийся облик города, силуэт, организованный церквами, Кремлем и монастырями.
Эти сооружения благодаря продуманному размещению на холмах, с учетом и в полной гармонии с окружающей природой, и организовывали облик — силуэт города.
Дело архитектора — заставить природу работать на архитектуру, заставить природу слиться вместе с организмом города в единый комплекс. Надо найти то характерное, что присуще именно данному городу, его облик, силуэт.
Добавить комментарий