Дискуссия на тему «Анализ понятий конструкции и композиции и момент их разграничения»
* Первые три материала взяты из протоколов группы Объективного анализа ИНХУКа (частный архив, публикуется впервые).
Из выступлений
[...] Инженер, в противовес архитектору, пользуется материалом в сыром виде и ставит себе при создании конструкций только утилитарные задания.
[...] Греческий храм — каменная конструкция и современная архитектура, пользуясь пропорциями каменной постройки для современной архитектуры, делает ложь. Такая архитектура уродует и уничтожает сущность материала.
Архитектура должна работать теми же средствами, которыми работает инженер. [...]
[...] Определение конструкции: «при минимуме энергии — максимум эффекта», может быть, слишком узко. Конструкция — как построение сооружения — вместит в конструкцию материал. Конструкцию, выявленную ясно, я считаю конструкцией всего построения.
Комбинация же и направление пятен — есть композиция.
Соединение сил и направление есть конструкция *. [...]
* В ходе дискуссии речь шла о «конструкции» и композиции художественного произведения вообще, причем для большинства участников дискуссии (художников) главным была проблема выяснения роли «конструкции» и «композиции» в живописи.
Пояснение к рисункам на тему «Композиция» и «Конструкция»
* Каждый участник дискуссии был обязан наряду с теоретическими положениями представить в ИНХУК графические материалы на тему «композиция» и «конструкция».
Отождествление конструкции технической (утилитарной) и художественной, в смысле идейного подчинения и растворения второй в первой, — невозможно.
Ясны разные цели.
Главный принцип конструкции как в создании вещей отвлеченных, так и утилитарных, — экономика.
Конструктивное начало можно проследить в композиции как суть построения. Композиция в живописи на пути освобождения от предметности приходит к конструкции как к основным решениям: отчего так трудно разграничивать композицию от конструкции в живописи и скульптуре.
В архитектуре конструкция как техническая и механическая основа неизбежно присутствует, она есть основа композиции.
Свой рисунок «Конструкция» я не решал как архитектурную (механическую) конструкцию, а как скульптурную (эстетическую).
Рисунок «Композиция» иллюстрирует композицию как подчинение друг другу всех частей для впечатления единства на основах старого закона пропорций и пропорциональности: никакой иной связи между элементами нет.
Выводы о конструкции
Конструкция предполагает движения, силы или направления, схематическим выражением которых являются линии.
Система линий уже есть конструкция в голом виде. И всякая система плоскостей или пространственных форм, каждая из которых выражена в своем движении, есть конструктивное построение.
Система построения заключает в себе закон взаимодействия друг на друга элементов конструкции.
Архитектурная конструкция строится на физических законах тяготения и равновесия, которые определяют в сооружении взаимодействие друг на друга элементов конструкции.
Добавить комментарий