Заря свободы и новое искусство
Статья является откликом на Февральскую революцию 1917 г., опубликована в «Архитектурно-художественном еженедельнике» за тот же год, 12 апреля, № 10—14, стр. 73—74.
Тяжелый вековой сумрак, застилавший нашу исстрадавшуюся родину, уступил место ярко вспыхнувшему и отныне неугасимому светочу свободы. Живительные лучи его уже успели проникнуть в отдаленнейшие уголки страны. [...]
[...] Нас, художников, помимо обязанностей общегражданских, стоящих теперь, мы это утверждаем, на первом месте, влекут те перспективы, что открываются труду на благодатной ниве искусства. С чувством глубокого удовлетворения приходится признать, что революция не посягнула на памятники искусства как таковые... Бережное отношение к произведениям искусств несомненно и главным образом обязано высокому культурному уровню революционного народа, постигшего ту истину, что достояние народное заключается не в одних лишь материальных ценностях, являемых искусством всегда и независимо от политического характера эпохи. [...]
Деспотизм и искусство... От тяжелой руки бесконтрольной власти несказанно страдало искусство слова... Но деятели в области других искусств, в частности архитектуры, почти не испытывали, надо иметь смелость сознаться, этого гнета: мы страдали от него как граждане, но страдали мало как художники. Поэтому нам принадлежит исключительное счастье иметь возможность с гордостью оглянуться на прошлое нашего искусства. [...]
[...] Как отразятся великие события на путях нашего искусства и отразятся ли они вообще? На второй вопрос надо ответить безусловно положительно, на первый же [ответ] может быть лишь гадательным. Но нам кажется, что мечты о прошлом, как бы ни были они заманчивы, будут теперь оставлены: они имели свое оправдание тогда, когда не было веры в измельчавшую, ослепленную, но продолжавшую повелевать власть, мощное же слово народа еще не было сказано. Теперь же истинный властелин — народ завладеет творческими художественными силами страны. Демократические течения будут наиболее яркими в нашем искусстве. Не к огрублению, конечно, это поведет, напротив, мы думаем, что всенародная душа, полная светлых и культурных чаяний взамен прежней злобы и скорби, получит теперь свое яркое отражение в искусстве. [...]
Хочется сказать два слова об архитектуре ближайшего будущего. Нам рисуются общественного значения монументальные здания, в могучих самодовлеющих формах которых будут выражены вечные, общечеловеческие отвлеченные истины. Потребность в подобном выражении никогда не иссякнет, а величие исторического момента, его непреложная логика должны побудить к новым исканиям именно в этой плоскости и к проявлению творчества вне заученой рутины, вне случайно преходящей моды. Но рядом с этими зданиями разовьется и новое, совершенно иное строительство жилых домов. Заимствует ли оно формы у нас в «гражданском» прошлом нашего севера в связи со строительными приемами «свободолюбивых» стран Скандинавии, создастся ли оно на месте из других, «своих» источников, но мы думаем, что чуждое дешевой и пустой декоративности строительство жилищ будет прежде всего основано на культурном понимании жизненных потребностей и здравом смысле. И можно надеяться, что это строительство, всегда целесообразное, будет воспевать ту будничную, вполне реальную правду, которая как сестра свободы проникнет во все области народной жизни.
Добавить комментарий