Введение в архитектуру

 

ПЕРВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ  16/ХI—27 г.
 
* ГПБ, Отдел рукописей, ф. 1037 Никольский (ст. № 87), д. 27—29, 9 лл.
 
[...] Вам предстоят манипуляции с небольшими кусками картона или фанеры определенной, данной конфигурации, вам придется наклеить полоски той или иной ширины и длины на этот кусок картона или фанеры в определенной закономерности, затем вычертить полученные результаты на 1/2 листе полуватмана, обвести тушью и однотонно раскрасить, преследуя этой раскраской цель лучше выявить идею, вложенную в вашу работу. Вот и все. Это только, так сказать, внешний вид предстоящей вам очередной работы по «Введению в архитектуру», исключая ту работу, то время, которое уйдет у вас на творческие и исследовательские моменты, являющиеся главными, важнейшими в этом упражнении, которые отнимут у вас большую часть времени. [...]
 
[...] Глаз — орган, без которого нельзя сделаться архитектором, чем совершеннее глаз, чем он дисциплинированнее, чем острее, тем совершеннее архитектор — творец и его творения...
...Уточняйте ваши чувства и изощряйте глаз.
 
Спрашивайте, зачем нужен архитектор-творец, если инженер-строитель может построить и дешево, и удобно, и гигиенично, и конструктивно и т. д. и т. д. Вот тут-то нужно вспомнить о вообще людях, о том, что у них есть нервная система, так или иначе реагирующая на окружающее. Вам должно быть известно, что внешние впечатления звукового, цветового, вкусового и т. п. характера воспринимаются человеческим ухом, глазом, языком и так или иначе влияют на его психику. Некоторые из них обладают способностью поднимать настроение человека, сообщают ему бодрящее чувство, создают веселое настроение, расположение к работе, прилив энергии — другие, наоборот, действуют угнетающе!
 
Одним из факторов действия на человеческую психику являются и произведения архитекторов — те постройки, которые они возводят.
 
Отсюда — огромная ответственность архитектора-творца в плоскости [...] формирующей определенным образом и влияющей так или иначе на психику людей. [...]
 
[...] Наиболее простое решение — «что просто, то красиво» — является и самым трудным для творца. Здесь я добавлю, что просто и ясно решенная вещь, проще и яснее и, скажу еще, быстрее воспринимается зрителем.
 
[ясно выраженная] идея просто воспринимается зрителем.
 
[...] Центр тяжести вашей работы я усматриваю именно в мыслях, которые будут возникать у вас в процессе работы, в их систематизации, конкретизации и фиксации, в накоплении фактического материала, в анализе его и всесторонней творческой критике... Это не Значит, конечно, что к исполнению чертежа и макета можно отнестись спустя рукава. Уважающий себя архитектор не позволит себе неряшливо отнестись к графическому закреплению своей идеи. Неряшливое исполнение может бросить тень и на саму идею.
 
[...] Дана плоскость в виде прямоугольника высотой 30 м, шириной 20 м или 15 м, плоскость вертикально стоящая. Зритель стоит прямо перед плоскостью на расстоянии 45 метров. Два варианта плоскости сильно разнятся по форме благодаря разной ширине. Впечатление от каждой — различное. [...]
1. Выявить вертикальную ось
2. Выявить верх и низ
3. Выявить основные пропорции
4. Выявить вертикальность плоскости.
[...] Архитектор оперирует пространством и в пространстве. Он его организует в нечто цельное, определенное. И чтобы подойти к этой конечной цели архитектора, ввиду сложности задачи, мы должны расчленить ее па составные части и начать изучать простейшие. Этапы можно наметить следующие: пространство, объем, поверхность или плоскость, ограничивающая объем, это подразделение далеко не полное, схематичное, я сознательно опускаю многое. Для начала довольно и сказанного.
 
 
ВТОРОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
 
[...] Под макетом будем понимать уменьшенный эскиз, набросок вещи, который передает только общую идею ее, выпукло и четко ее выявляет, опуская детали. [...]
 
Архитектор должен привыкнуть, условно фиксируя в ортогональных чертежах свою идею, ясно представлять себе свое произведение в пространстве, в натуре. [...]
 
Пространственный план — это результат упорного труда. Скорее венец, а не начало дела. [...]
 
С одной стороны, вы увидите, сколько возможностей и преимуществ имеет макет перед чертежом в смысле средств выражения ваших мыслей и возникновения новых идей разрешения задачи, а с другой стороны, сделав чертеж, увидите разницу впечатлений от чертежа и макета. Увидите выразительность или, правильнее, степень выразительности макета и чертежа. В будущем макет поможет вашему воображению переходить от чертежа к натуре — и наоборот. Макет — это мостик воображения от чертежа к жизни.
 
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)