Основы планировки застраиваемых городов

 

* Из статьи, опубликованной в сб. «Проблемы современного градостроительства», 1947, № 1, стр. 1—8.
 
[...] Надо, однако, сказать, что нередко, говоря о восстановительном строительстве, мы не отдаем себе ясного ответа о масштабах его. А между тем масштаб этот поистине грандиозен и не имеет прецедентов ни в прошлом нашей страны, ни во всей истории человечества.
 
Сотни крупнейших городов Советской страны сознательно превращены фашистскими варварами в развалины и пепел, и воссоздать из этого пепла города лучшими, чем они были до разрушения, — задача исполинская. [...]
 
[...] Восстановительное строительство необходимо осуществлять на высоком качественном уровне, возрождаемые города должны быть яркими и красочными в своем облике, должны дать максимальный комфорт и уют людям Советской страны, кровью своей отстоявшим честь и независимость Родины. Тут-то и вырисовывается вся сложность и значительность задач, стоящих перед архитектором-планировщиком, создающим проект восстановления города и его отдельных ансамблей и наблюдающим за реализацией этого проекта в натуре. Работа эта не только сложна, но и весьма ответственна, — не только ответственна, но и почетна. История не простит искажений и ошибок в этом важнейшем деле, но зато сохранит в веках имена зодчих, воссоздавших в новой красе и новом величии замечательные города нашей страны. [...]
 
[...] Каждый город должен прежде всего иметь свое индивидуальное лицо.
 
Если типовое проектирование жилых и небольших общественных сооружений может иметь смысл и значение, то ставить вопрос о проектировании «типовых городов» — неуместно. Города нашей страны имеют свою нередко многовековую историю, неповторимый силуэт, свой рельеф, композиционно выгодные природные места, решающие планировку, не говоря уже о разнообразии климатических, бытовых и национальных особенностей. Игнорировать все эти важнейшие факторы, определяющие облик восстанавливаемого города, может только архитектор, совершенно незаслуженно носящий это звание. [...]
 
[...] Многие из разрушенных неприятелем городов нашей страны отличались красотой и своеобразием, отражая в своем облике замечательные черты национального зодчества, таланта наших «градодельцев», умелого подхода к решению сложных градостроительных задач эстетического и функционального порядка. Мы уже указывали, что, восстанавливая эти города, нельзя игнорировать их исторически сложившееся лицо, их существовавшую до разрушения планировку и застройку. Однако из этого отнюдь не следует, что, восстанавливая тот или иной город, мы непременно должны восстановить его со всеми его градостроительными недочетами. Напротив, большой заслугой наших мастеров, создавших за последнее время проекты восстановления крупнейших городов, как раз и следует считать их умелое исправление основных недочетов планировки и застройки городов. [...]
 
[...] Огромное внимание при восстановлении городов следует уделять использованию композиционно выгодных природных особенностей данного места. Река, берег моря, холмистый рельеф, массивы зелени — все это должно быть усилено средствами архитектуры и стать важнейшим элементом городской композиции. [...]
 
[...] Вопрос о наследии и новаторстве, об умелом использовании в современных условиях традиций и образов национального зодчества в свое время подвергался оживленному обсуждению на страницах архитектурной и общей печати. В настоящее время можно считать твердо установленным совершенно бесспорное положение, что в архитектуре и, в частности, в градостроительстве, нельзя игнорировать наше национальное наследие, что мы должны, напротив, всемерно использовать его в своей творческой работе. И столь же очевидно; что здесь, как и в любой другой области советского искусства, речь может идти не о механическом копировании образцов старой русской классики, а о разумном использовании, продолжении и развитии созданных ею традиций и творческих приемов, о таком их использовании, при котором выработанная и закрепленная в веках форма наполняется принципиально новым содержанием, и отражении в своей структуре и во всем своем существе того принципиально нового, что дает современность.
 
Перед архитектором, создающим генеральный проект восстановления того или иного города, вопрос этот неизбежно становится в двойном плане: в отношении композиции и застройки города и характера его архитектуры, и, отдельно, — в разрезе использования сохранившихся в городе памятников национального зодчества и определении их роли в современных условиях. [...]
 
Схема планировки центрального района крупнейшего города. Вариант
 
Схема планировки центрального района крупнейшего города. Вариант
 
[...] Огромное значение в планировке восстанавливаемых городов имеет вопрос о городском центре. Центр «держит» композицию всего города, дает ей тон и масштабность. В нашей прошлой градостроительной практике часто недооценивалось это обстоятельство, не уделялось должного внимания как самому центру, так и его связи с другими частями города. Мы не учитывали того, что это — ведущий ансамбль, дающий выразительность и лицо всему городу и органически со всем городом связанный. Эта недооценка ведущей роли центра в городе приводила в недавнем прошлом к ряду грубых планировочных ошибок. В Ленинграде, например, где исторические пути развития города идут вдоль Невы и тянутся к морю, центр города (в одном из проектов его реконструкции) был намечен на новой площади Дома Советов — неинтересной и отдаленной от основной и ценной застройки местности, совершенно неувязанной со старым городом. В Харькове огромная площадь Дзержинского совершенно не увязана с центром города, каковым являлась и является площадь Тевелева, и т. д. [...]
 
[...] Огромное значение в восстанавливаемых городах приобретает мемориальная архитектура. Арки, обелиски, монументальные памятники будут иметь здесь не только агитационное и мемориальное Значение, но и сыграют большую роль в создании выразительного городского силуэта. Они усилят средствами архитектуры композиционно выгодные особенности рельефа в городах, где эти особенности имеются, и помогут создать силуэт в тех городах, где этих особенностей нет. [...]
 
[...] И, наконец, о благоустройстве. Под благоустройством у нас обычно понимают водопровод, канализацию и пр. Но это, разумеется, не все.
 
Мы понимаем благоустройство гораздо шире. Культура населенных мест в Советской стране — это в первую очередь забота о человеке, об его уюте, комфорте и удобствах. Мы считаем благоустроенным тот город, который характеризуется обилием света, воздуха и зелени, который дает человеку максимальные удобства для работы, для движения, для отдыха и развлечений. [...]
 
[...] Зелень мыслится нами не как декоративные островки или разбросанные там и сям клумбы, а как большие зеленые массивы садов, бульваров и парков, комплексно охватывающие всю городскую территорию и входящие основным элементом в архитектуру города. Можно без преувеличения сказать, что за последнее время не создано ни одного проекта восстановления города, в котором бы природа, зелень не играли значительной роли в городской планировке.
 
Говоря о транспорте, следует обратить внимание на необходимость органической слитности архитектурной и технической основы генерального плана. [...]
 
[...] Точно так же, решая проблему организации жилого квартала, мы в первую очередь думаем об удобстве и здоровье советских людей, живущих в этом квартале, о зеленых разрывах между домами, об обилии в них солнца и воздуха, об учебе школьников, о детских площадках, о местах отдыха для взрослых.
 
Красивый, но неудобный город не отражает идеи социалистического реализма. [...]
 
[...] Перед советским градостроителем, участвующим в восстановительной работе, рисуется образ нового города, построенного на традициях национального зодчества, города, впитавшего опыт мировой архитектурной культуры, отражающего в то же время современность, биение пульса большего социалистического города. Его творческому соображению рисуется этот город, по-современному благоустроенный, удобный для жизни, работы и отдыха, изобилующий парковой и уличной зеленью, включающий в свою композицию наиболее эффективные места природы, город, отражающий в своих монументальных памятниках, мемориальной архитектуре и скульптуре героическую историю нашего народа, город, достойный высокого духовного облика и культуры нашего советского человека.
 
Эта блестящая перспектива должна стать мощным стимулом творческой энергии архитекторов-градостроителей, должна вдохновить их на великую творческую работу. [...]
 
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)