Проблемы социалистического реализма
* Из книги «Архитектура санатория НКТП в Кисловодске» (М., 1940).
В работе над 1 образом санатория НКТП в Кисловодске мы стремились достигнуть хотя бы в какой-либо степени стиля социалистического реализма. Мы стремились создать архитектурный образ санатория, в его характерных, типических чертах, притом социалистического санатория, т. е. учреждения, не только ранее не существовавшего, но и не могущего возникнуть в другие исторические эпохи и в условиях капиталистического общества. Следовательно, все характерные черты этого образа должны быть не «вообще» архитектурными чертами, а вытекать по возможности полно, по возможности органически из особенностей содержания этого сооружения. [...]
[...] Важной чертой социалистического реализма является искренность и правдивость выражения. Как непосредственное следствие отсюда вытекает соответствие формы содержанию. Вне этого условия, вне неразрывной органической связи формы и содержания невозможен социалистический реализм.
Стоит только какой-либо детали, какому-либо элементу стать формой «вообще», не возникающей из содержания и не оправданной им, как архитектор теряет руль управления в своем творчестве, приходя подчас к совершенно случайным выводам. Поэтому в решении основных элементов Кисловодского санатория мы стремились как можно глубже прислушиваться к внутренней жизни его организма и отобразить ее в архитектуре.
Именно эта внутренняя жизнь предопределила основную концепцию генерального плана санатория и все его особенности. [...] [...]. Основные архитектурные черты санатория мы стремились отыскать непосредственно в содержании. Значит ли это, что именно и только эти элементы архитектуры были единственно возможными и неизбежными в данном случае? Конечно, нет, потому что творческий процесс зависел и от ряда субъективных факторов.
Несмотря на это, целый ряд объективных элементов содержания, думается ним, кристаллизовался в чертах, определивших характерные, типические особенности советского санатория. Именно следуя по мере сил в развитии объемно-пространственной концепции внутренней структуре санатория, несмотря на все ошибки и недочеты, мы старались приблизиться к образу, который нельзя придать никакому другому сооружению.
Не менее важной чертой социалистического реализма надо считать простоту выражения. Однако эта простота не должна иметь ничего общего со скудостью аскетизма. Мы стремились к той наиболее трудно достигаемой простоте, которая должна быть неразрывно связана с глубиной проработки формы, той простоте, которая возникает после длительного процесса отсеивания всего ненужного и лишнего, при кристаллизации формы в ее наиболее лаконическом и в то же время наиболее глубоком и ярком выражении.
Нам представлялось, что простота архитектурного элемента должна быть связана с двумя архитектурными качествами: пластичностью формы и органичностью ее выражения.
Пластичности мы стремились достигнуть путем многопланной трактовки наружной стены и трактовки самой формы. Первая задача выполнена нами благодаря специфичности самой темы (ряд колоннад, лоджий и балконов), позволившей добиться пространственной глубины многопланностью наружной стены. К проблеме пластичности самой формы мы приступали значительно более робко и неуверенно. Причиной этого являлось желание оградить себя от опасности применения приемов пластического решения формы, некритически заимствованной в том или ином историческом стиле прошлого.
Считая необходимым упорно и напряженно учиться на лучших примерах нашего наследия, мы тем не менее твердо уверены в том, что социалистический реализм — стиль нашей великой эпохи — должен найти свой особенный, характерный и только ему присущий пластический язык. Поэтому мы стремились найти такое пластическое выражение форм, которое звучало бы наиболее современно.
Это относится к прорисовке венчающего карниза, к профилировке тех или иных горизонтальных или вертикальных расчленений, к трактовке опоры не как столба, а как пластического элемента, к профилированой окантовке лоджий, к рисунку ваз и других деталей. Все эти элементы мы стремились решать с наибольшей простотой: мы вводили то или иное расчленение, ту или иную тягу лишь в результате ясно осознанной необходимости их применения для пластического или органического выражения структурного по сути дела элемента. Самый принцип, принятый метод работы и приобретенный на этом пути некоторый опыт нас полностью удовлетворяют. Однако его конкретные результаты в очень многих случаях оказались неудачными.
Другой стороной той же самой проблемы оказалась необходимость добиться органического решения формы, потому что подлинно пластичной становится она при органической структуре. Первым из принципов органичности является, по нашему мнению, наличие в форме ясно выраженного начала и конца, низа и верха, ясных пределов и границ организма. Поэтому все корпуса санатория имеют ясно выраженный низ и верх и облегчение формы снизу вверх.
Нижние этажи всех корпусов тяжелы и монументальны, они облицованы доломитом и крепко покоятся на земле. Все корпуса завершаются сверху трельяжами с легкими перекрытиями, создающими сетку линий, почти растворяющихся в воздухе.
Другим признаком органического решения является то, что все архитектурные расчленения сооружения одновременно являются структурными расчленениями самого его организма. Таким образом, чисто декоративных расчленений — тяг, пилястр — мы всегда избегали. Только там, где возникает органическая потребность в функциональном делении на структурные части или в конструктивной работе элементов, мы вводили архитектурные членения, причем самый характер трактовки диктовался их чисто тектонической ролью. И наконец, те или иные расчленения появляются там, где соприкасаются, соединяются два различных элемента, два различных материала, две различные системы. Так, если соприкасаются, с одной стороны, штукатурная поверхность стены, а с другой, облицованная доломитом перпендикулярная к ней поверхность лоджии, то возникает органическая потребность дать в месте пересечения какое-то расчленение, окантовку, профилировку. Если соприкасается в одной и той же плоскости нижний этаж, облицованный доломитом, с верхним, оштукатуренным, точно так же возникает необходимость появления в месте пересечения этих поверхностей какой-то тяги. Это относится к венчающим и к защищающим от атмосферных осадков карнизам. [...] Стиль социалистического реализма, несмотря на его простоту, неразрывно связан в нашем представлении с громадной жизнерадостностью, яркостью и полноценностью его выражения. Это прежде всего может быть достигнуто путем синтеза архитектуры с другими видами искусств, т. е. с живописью и скульптурой. Сопоставление простых геометрических форм архитектуры с живописной и пластической тканью живописи и скульптуры, сопоставление абстрактных архитектурных форм с живым человеческим телом и явлениями природы — с содержанием живописи и скульптуры — на основе контраста выявляет и углубляет воздействие каждого из этих искусств, обогащая до бесконечности производимое ими впечатление.
Однако это может произойти лишь тогда, когда между различными видами искусств возникает настоящее сродство, когда произведение архитектуры и произведение живописи или скульптуры пронизаны одним общим идейным устремлением, проистекают из одного стиля и возникли в процессе синтетического разрешения единой пространственной задачи. Нередко в нашей действительности какая-либо скульптура или картина заполняет «пустое место», становясь своеобразным орнаментом или только декоративным пятном. Этот род решения вопроса, конечно, ничего общего с синтезом не имеет.
В процессе работы мы пытались разрешить эту сложную задачу, причем уже в самой начальной стадии проектирования санатория стремились решить целый ряд общих проблем пространственного характера при помощи совместной работы наших архитекторов с живописцами Рублевым, Пруссаковым, группой Фаворского, со скульпторами Зеленским и Сотниковым. Так, все основные интерьеры лечебного корпуса — вестибюль и нарзанный дворик — задуманы совместно с художником Рублевым, столовая корпуса — с группой художников Бруни и Фаворского. Панно в вестибюле, выполненное на левкасе, органически увязано с белым мрамором стен и общим пространственным решением помещения. Особое значение приобрела работа художников в пространственном решении нарзанного дворика и т. д.
Громадное значение в общем облике санатория приобретают фонтаны, бассейны, беседки, спуски, дорожки и прочие элементы малых форм и садово-парковой архитектуры. Как мы ни старались достигнуть наибольшей степени синтеза архитектурных форм и окружающей природы, тем не менее контраст между абстрактно-геометрическими формами архитектуры и бесконечно пластическим материалом природы все же не преодолен. Необходимо введение каких-то промежуточных форм, не уничтожающих композиционного значения, контраста, но смягчающих его резкость По нашей мысли, эту роль и должны выполнять перечисленные выше элементы малых форм и садово-парковой архитектуры.
В этом направлении особое значение приобретает лестница, расположенная на главной оси всей композиции. Это было осознано с самого начала проектирования. При несколько сомкнутом угле, образуемом плоскостями жилых и лечебных корпусов, при необходимости найти переход в рельефе скал между верхней площадкой и нижним парком, лестница являлась уже не «малой» формой, а важнейшим композиционным звеном всего ансамбля. В продолжение полутора лет делались самые разнообразные эскизы и макеты различных вариантов лестниц, и все они оказывались недостаточно удачными. Наконец, мы пришли к мысли об использовании естественного рельефа местности — к постройке лестницы в виде амфитеатра. Несмотря на то, что и этот проект не был свободен от недостатков, все же композиция санатория благодаря лестнице стала значительно более крепкой и единой.
Амфитеатр обусловил органическое соединение верхней площадки с нижней, примирив скалы обрыва с мягким рельефом тальвега, укрепил центральную роль лечебного корпуса в композиции, став для него превосходным основанием, а главное, убедительно связал между собой плоскости фасадов жилых корпусов с фасадом лечебного корпуса. [...]
[...] Особенно ясным стало для нас то, что общая композиция сооружения может быть очень сложной, может быть очень богатой, разнообразной и масштабной проработке расчленений и деталей каждого сооружения, но общий силуэт его, пространственные габариты обязательно должны быть максимально простыми и максимально лаконичными. [...]
Добавить комментарий