Ритм в архитектуре
Из книги «Ритм в архитектуре» (М., 1923).
Моисей Яковлевич Гинзбург (1892—1946) — один из основоположников советского конструктивизма в архитектуре — начал свою деятельность в период зарождения архитектуры XX века. Его имя связано с эпохой становления советской архитектуры. Гинзбург соединял в себе талант ученого, писателя и архитектора-практика. Проникновение в вопросы теории органически связано со всем его творчеством. В своих выступлениях он призывал бороться за архитектуру, которая должна быть гуманистическим искусством, за архитектуру, отвечающую потребностям социалистического общества. см. подробно
Из книги «Ритм в архитектуре» (М., 1923).
Из выступления на творческой дискуссии Союза советских архитекторов, опубликованного в журнале «Архитектура СССР», 1934, № 4.
Из доклада на первой конференции ОСА, опубликованного в журнале «Современная архитектура», 1928, № 5.
Из статьи в журнале «Современная архитектура», 1927, № 6.
Из статьи в журнале «Современная архитектура», 1927, № 4—5.
Статья в журнале «Современная архитектура», 1926, № 1.
Просто нет еще достаточного количества воздвигнутых сооружений, нет еще вполне конкретного материала, на основе которого могли бы быть сделаны окончательные выводы и подсчеты достоинств и недостатков нового стиля. Лик его еще не вполне оформился, и это будет возможно лишь тогда, когда улучшение общего благосостояния страны, накопление материальных богатств сделает достижимым полное претворение в жизнь лучших идеалов современной архитектуры. Это будет апогей, расцвет нового искусства.....
Конструкция как таковая перерастает самое себя; силы конструктивные, ассоциируемые с переживаниями внутреннего мира человека, создают органический мир формы, делающим ее близким и родственнопонятным существом; аналогия со статическими и динамическими законами вселенной превращает этот органический мир в мир внешних сил, равный нередко по энергии своего воздействия могущественным силам природы....
Проблема рабочего дома еще задолго до войны была выдвинута жизнью. [...] Многое сделано [...], в том числе и Россией, где последний конкурс Московского архитектурного общества дал ряд проектов, не уступающих европейским. Однако все эти многочисленные решения, осуществленные и неосуществленные, в сущности своей отражают, конечно, не чувство новой формы, а полную зависимость от прошлой культуры, исходившей из понимания жилища как дворца или особняка, являющихся ее основными задачами и наложившими свой отпечаток на стилевой характер рабочего дома.....
Как бы ни велика была коллективная или индивидуальная гениальность творца, как бы своеобразен и извилист ни был творческий процесс, есть причинная зависимость между реальными жизненными факторами и системой художественного мышления человека и в свою очередь между последней и формальным творчеством художника, и именно наличие этой зависимости объясняет и тот характер эволюции искусства, о котором мы говорили, и ту необходимость перевоплощения, обусловливающего объективную историческую оценку художественного произведения. Однако не следует понимать слишком элементарно эту зависимость.....
Из книги «Стиль и эпоха» (М., 1924). Прим. Гинзбурга к предисловию книги: «Основные тезисы настоящей работы были изложены мною 18 мая 1923 года в докладе в Московском архитектурном обществе; 8 февраля 1924 года содержание уже законченной книги было прочтено мною в Российской Академии художественных наук».
Из книги «Ритм в архитектуре» (М., 1923).
Из книги «Архитектура санатория НКТП в Кисловодске» (М., 1940).