Лицом к современности
* ЦГАЛИ СССР, ф. 1979, оп. 1, д. 75, лл. 40—41. Судя по содержанию, рукопись можно датировать временем начавшейся борьбы за новые архитектурные формы, то есть концом 10-х — началом 20-х гг. Публикуется впервые.
Революция, всколыхнувшая нашу общественную жизнь, вывела ее из состояния инерции и дала ей толчок к поступательному, решительному движению вперед.
Общественная жизнь есть главный фактор движения духовной культуры народа, вмещающий в себя все существо того искусства, в котором он живет, и потому архитектура во все времена в себе воплощала и ярко выражала все явления общественной жизни и культуры народа. [...]
Мы, современные архитекторы, в сфере своей деятельности должны критически отнестись к отголоскам поступательного движения, но пропускать его мимо себя не должны и не признать ценности и логичности его существа не можем. Обязанность каждого мыслящего и честного из нас, не закосневшего еще безнадежно и способного хоть в какой-либо мере реагировать беспристрастно на явления общественной жизни, бережно и любовно охранять ценные молодые побеги в архитектуре, рождаемые только в эпоху чрезвычайных подъемов общественной мысли.
Мы, архитекторы, слишком долго были рабами классики, мы до сих пор не уяснили себе, что форма общественной жизни и культуры народов современной нам эпохи не сходны с соответствующими формами исторических эпох и что нет основания предполагать повторения древнеисторических форм и в будущем, а потому невозможно повторение изжитого и в искусстве настоящего и будущего без нарушения их разумности и целесообразности. Мы еще не уяснили себе, что сооружения нашей эпохи, отражающие в себе общественную жизнь, культ и быт исторических времен, — не есть архитектура настоящего, так же не есть произведение искусства, ибо классическая архитектура не есть форма абсолютная, а только историческая, подле которой, в иных исторических условиях, рождаются другие, отличные от первых формы.
Долговечное наше рабство наложило на нас печать бездеятельности творческого начала. Мы живем вне современности. Поток ее течет мимо нас, на наших глазах воздвигаются грандиозные сооружения времени. Гигантским шагом идет жизнь вперед, требуя от искусства, в огромной доле от архитектуры, выполнения своего назначения; все захвачено потоком жизни, все живет во времени, и нет места в прогрессе тем, кто глух к жизненному общественному импульсу и существует вне времени как деятель. Так отброшена в настоящее время деятельность современного архитектора как никому не нужная и ни на что не пригодная. Придавленный колоссальным грузом прошедшего, влачит он свое существование вдали от действительности, изредка приглашаемый для нарисования «фасада» какого-либо безответственного значения. Грандиозное существо архитектуры скрыто от современного зодчего, и он столь же далек от него, сколь далека от нашего времени эпоха Египта и Греции.
Не пора ли нам проснуться от губительного сна и сбросить с себя спесь, одинаково гибельную и для архитектуры и для самого архитектора.
Не пора ли выйти из затхлой атмосферы своего обывательского угла на свежий воздух жизненной арены и исполнить долг гражданина-архитектора каким-либо вкладом для поднятия архитектуры на высоту, по природе ей присущую.
Не пора ли, наконец, позаботиться о воспитании будущего поколения не рабами древности, а людьми, живущими во времени, чтобы поднять культурный уровень архитектора будущего.
Уже нет живого места в искусстве древности, не проданного, не изуродованного, не поруганного и не опошленного; его раздирают на части, опоясывают себя его клочьями, не понимая его ценности, и в обрывках чужой одежды прикрывают свою немощь.
Не пора ли обнаружить, наконец, истинную ценность носителей этих одежд. Да, давно пора. Пора отрешиться от того бесславного пути, по которому мы шли до сих пор.
Давно пора снять с себя чужие одежды, ибо они уже изношены и обнаруживают наше духовное убожество и закоснелость. Давно пора прекратить поругание над искусством древности, вырвать эту ценность из рук терзающих ее на части, дать ей истинное место и искусстве народов и начать новый, более славный и верный путь для дальнейшей нашей деятельности.
Не следует, однако, обольщать себя надеждой и представлять себе шествие по новому пути триумфальным маршем; также не следует переоценивать своих сил и забывать, что для того чтобы начать поступательное верное движение по новому пути, прежде всего необходимо для себя и для других обнаружить негодность старого, что возможно сделать только путем «раскрытия мощей» и упорной, с верой в грядущий успех, работой.
Надо любить архитектуру, чтобы работать для ее возрождения идейно и бескорыстно, а для этого прежде всего необходимо понять ее существо, ее значение в жизни народа. Необходимо собрать огромный багаж знаний, чтобы противостоять натиску несомого толпой пережитка, всегда являющегося уделом эпохи.
Мы живем в условиях несомненно худших в сравнении с египтянами и греками: они приходили в мир сами по себе и не были обременены тяжестью своих предков. Нам предстоит большая задача — разобраться в хаосе наслоения веков, для этого должна быть серьезная подготовка, иначе ценность запаса нашего восприятия будет величиной отрицательной, качество же запаса восприятия несомненно есть фактор огромной важности при выявлении себя в искусстве. Не для аплодисментов толпы настоящего должны мы теперь работать, а для будущего поколения, для его серьезной оценки нашей деятельности, для того, чтобы было серьезное научное основание, на которое могла бы встать возрожденная архитектура, осмысленная и выразительная, гармоничная с эпохой своего времени.
Без громкого пустого трезвона должна протекать наша деятельность, без лишних нагромождений ложнонаучных выкладок. [...]
Каждый шаг деятельности должен быть основан на твердом фундаменте научного обоснования и ни в каком случае не может быть случайным. Обнаружить ложность существующей ныне архитектуры не трудно, для этого нужно только иметь способность логически мыслить и желание, но выбрать правильно новый путь, на который могла бы вступить архитектура, не легко, для этого одного только желания мало — необходимо наличие к тому твердой воли, большого запаса интуиции и достаточный багаж знаний.
Вот почему не многие могут вступить на новый путь и предпочитают оставаться на прежних позициях, иногда прибегая к временному пребыванию в чужой атмосфере ради материальных выгод.
Мы жизненным потоком вынесены на рубеж созидающей новые пути деятельности. Чтобы не оказаться бессильными на новом широком поприще, мы должны прежде всего восполнить пробел в нашем запасе знаний и путем упорной работы поднять свой культурный уровень.
В настоящее время можно констатировать наличие поступательного движения в области создания новых форм в архитектуре, которое пока имеет характер некоторой хаотичности и бессистемности, но не надо забывать, что наша подготовленность к планомерной и серьезной научной деятельности весьма незначительна и что из прежнего нашего художественного достояния мы ничего не можем почерпнуть.
Серьезность предстоящей работы очевидна, поэтому осилить ее можно только дружной и совместной деятельностью, имея в наличии у себя в руках запас научных данных.
Не следует терять бодрости духа при неизбежных неудачах — и строже относиться к себе как индивидууму общества, ибо каждый член своего общества несет ответственность за качество его.
Итак, за дело, сохраняя веру в успех, не теряя бодрого духа, можно сделать многое, что поможет будущему поколению более плодотворно работать, нежели работали до сего времени мы.
Добавить комментарий