Ансамбль в архитектурном облике Ленинграда

 

* Журнал «Архитектура СССР», 1933, № 5, стр. 9—11.
 
Проблема архитектурного ансамбля — одна из основных архитектурных проблем градостроительства. Сравнительно редко города стоят на неровной местности, дающей интересную перспективу и возможность охватить издали весь облик города; гораздо чаще город познается вблизи — отдельными частями; чем характернее эти части, тем больше единства в их построении, тем понятнее архитектурное лицо города, тем разнообразнее и сильнее производимое им воздействие.
 
Отдельные здания, образуя площадь, создают ансамбль, целостную архитектурную картину — или же стоят каждое порознь, образуя пеструю или безличную смесь; площади, связанные улицами, могут создать ансамбль или не быть ни в какой связи между собой; улицы могут быть случайными рядами домов, тоскливыми коридорами или являть выдержанную систему, создавать архитектурный ансамбль — все эти элементы создают ансамбль города и при постепенном восприятии оставляют в сознании зрителя глубокий след.
 
Ансамбли в одних случаях создавались постепенно — в городах длительного роста. Таковы старые города Германии. Италии, таковы некоторые наши города или некоторые их части, по преимуществу наиболее старые, как, например, Московский Кремль. Это создание многих веков, живописное сочетание разных стилей и памятников разной силы и значения — сочетание, имеющее свою логику, вытекающую прежде всего из местоположения и рельефа и счастливо найденных масштабов отдельных зданий.
 
[...] Задачи и средства ансамблевого сочетания различны в каждом случае — иногда уместен и достаточен путь согласования масс отдельных частей, возводимых одновременно или в разное время (площадь Урицкого). Иногда необходимо полное единство не только масс, но и их обработки, стиля в узком смысле (площадь Островского, театр Росси, его же Публичная библиотека и павильоны Аничкина и Задняя кулиса *).
 
* По-видимому. Л. А. Ильин имел в виду фасады зданий, завершающих площадь Островского со стороны улицы Росси, которые действительно воспринимаются в виде скромной задней кулисы для величественного и парадного объема театра.
 
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)