Вопросы архитектурной композиции в национальных республиках
* Журнал «Архитектура СССР», 1934, № 8, стр. 8—10. Из статьи «Вопросы архитектурной композиции в национальных республиках. Творческая трибуна. Архитектура советского Востока».
[...] Необходимо глубокое изучение культур тех народов, для которых работает архитектор, и, кроме того, известная способность трансформации в современном строительстве тех или иных архитектурных мотивов данной республики. [...]
[...] Архитектор, желающий проектировать по тому или иному заданию для национальных республик, должен сначала продумать основную идею: как он построит свою композицию, чтобы она выражала установки советской архитектуры; и только после разработки Этой основной предпосылки архитектор должен будет учесть географические и топографические условия данной местности, климат ее, особенности быта. [...]
[...] Учесть те данные, которые имеются в других областях творчества данной страны за истекшие годы Советской эпохи. Литература дает особенно большую пищу для определения тех или иных деталей оформления, она учит, как надо использовать старое для того, чтобы создать понятное и ярко звучащее новое для нашего времени. [...]
[...] Можно рабским, бессмысленным трудом копировщика заострить не те стороны в творчестве данной республики, которые полезны для нашего социалистического строительства: примеров этому мы имеем чрезвычайно много в архитектуре; особенно это было ярко подчеркнуто в свое время в так называемом древнерусском стиле, и котором было создано чрезвычайно много фальшивых и антихудожественных вещей именно потому, что работали люди или недостаточно глубоко изучившие народное творчество, или же просто неспособные понять его. [...]
Архитектура восточных стран [...] имеет сходные черты с западноевропейской классикой, корни которой шли из Месопотамии и Египта. [...]
[...] Как Византия, так и мусульманский Восток являются прямыми продолжателями классической архитектуры, на развалинах которой они возникли. [...]
Внешнее и внутреннее оформление памятников восточной архитектуры резко отличается от оформления греческих и римских построек: вместо колонн и архитравных перекрытий и в редком случае куполов в восточной архитектуре преобладают купола, своды и арки; архитравные же перекрытия существуют только для деревянных потолков; только в XVII веке в Индии, в сооружении браминских пагод и отчасти мусульманских мечетей, чувствуется влияние не строгой классики, а стиля барокко, выражающееся в неумеренно богатой орнаментике, которая покрывает стены и внутренность этих зданий.
Что касается периода XIII—XVII веков в персидской архитектуре, то его также нужно расценить как высокий расцвет мусульманской архитектуры, и эта архитектура может быть с правом названа классикой Востока. [...]
Добавить комментарий