Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре
Из статьи «Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре» — Журнал «Зодчий», 1905, № 11, стр. 132—133.
Алексей Викторович Щусев (1873 — 949) — русский и советский архитектор. Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик архитектуры (1910). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно). «Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры». «Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью», — говорил Щусев. Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизненными процессами, не считая застывшими ни те, ни другие. Как истинный художник, он пробовал себя в разнообразных формах архитектуры, находя удовлетворение в познании и выражении все нового и нового и не удовлетворяясь до конца. Любимую его тему, тему более или менее свободного «городка», типичного русского ансамбля, в который соединяются относительно разнородные здания, также можно проследить в искусстве Щусева, начиная с дипломного проекта «загородной виллы» и кончая проектом комплекса зданий Академии наук СССР. см. подробно
Из статьи «Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре» — Журнал «Зодчий», 1905, № 11, стр. 132—133.
Журнал «Архитектура СССР», 1934, № 8, стр. 8—10. Из статьи «Вопросы архитектурной композиции в национальных республиках. Творческая трибуна. Архитектура советского Востока».
Из статьи «Уроки майской архитектурной выставки». — Журнал «Архитектура СССР», 1934, № 6, стр. 13—14. Творческая дискуссия в Союзе советских архитекторов. Выступление А. В. Щусева.
Из статьи «К вопросу о монументальном искусстве». — Журнал «Искусство», 1934, № 4, стр. 19—20.
Из книги «Архитектурная организация города». Академик архитектуры А. В. Щусев, архитектор Л. Е. Загорский. Сектор планировки и социалистической реконструкции городов ВСНХ при ЦИК СССР. Планировка и социалистическая реконструкция городов. Выпуск шестой. ОНТИ. «Госстройиздат», 1934.
Газета «Советское искусство», 1933, 26 марта.
Из статьи «Как будет организована наша работа». — Журнал «Строительство Москвы», 1933, № 9, стр. 8.
Из статьи «Против аскетической архитектуры». — Журнал «Строительство Москвы», 1933, № 2—3, стр. 17. На следующем этапе разработки проекта внешнюю архитектуру театра проектировал Щусев. Он принял за основу композицию здания по проекту М. Бархина и С. Вахтангова, добавив на высотной части здания скульптурную группу. Письма в «Архитектурную газету», содержащие возражения М. Бархина и С. Вахтангова и ответ Щусева, признающего заимствования из проекта М. Бархина и С. Вахтангова, помещены в «Архитектурной газете» от 18 апреля 1935 г. Само здание к этому времени было уже возведено в железобетоне.
Из статьи «Профиль архитектора». — Газета «Советское искусство», 1932, 3 декабря.
«Архитектура эпохи». — Журнал «Коммунистическая молодежь», 1935, № 1, стр. 47—48. Статья к Всесоюзному съезду архитекторов.
Из статьи «Городские площади». — «Архитектурная газета», 1935, 18 января.
«Творческие задачи в развитии русской архитектуры». Личный литературный архив А. В. Щусева. 1944—1946 гг. Машинописный экз., стр. 4—5.
«Задачи советской архитектуры», — Газета «Правда», 1937, 18 июня. Доклад А. В. Щусева на Первом Всесоюзном съезде советских архитекторов.
Из статьи «Архитектура и строительная техника». — Журнал «Архитектура СССР», 1936, № 2, стр. 4—5.
«Работы архитектурных мастерских», т. I, кн. 2, 1936.
Из статьи «Пути советской архитектуры». — «Архитектурная газета», 1935, 17 декабря. Предсъездовская дискуссионная трибуна.
«За первое место в мире». — «Архитектурная газета», 1935, 3 июня. Выступление Щусева на Всесоюзном творческом совещании.
Из статьи «Практика советской архитектуры». — «Архитектурная газета», 1935, 23 марта.
Из статьи «Архитектура театрального здания». — «Архитектурная газета», 1935, 12 февраля. Творческая дискуссия в Доме архитектора по вопросам архитектуры театрального здания. Доклад А. В. Щусева.