План воспитания архитектора: Программа

Полный текст книги Вальтера Гропиуса «Круг тотальной архитектуры» (Scope of Total Architecture. New York. Harper and Bros, 1955, Walter Gropius). Публикуется по изданию «Границы архитектуры», издательство «Искусство», 1971 г. Перевод с английского: А.С. Пинскер, В.Р. Аронова, В.Г. Калиша. Составление, научная редакция и предисловие В.И. Тасалова


План воспитания архитектора. См.: W. Gropius, Training the Architect.— «Twice a Year», 1939, N» 2; W. Gropius, Le theätre total. Plan pour un enseignement de l'architecture.— «L'Architecture d'aujourd'hui», 1950, fevrier.
 
Подведу итог моим заключениям о методе архитектурного образования:
 
1. Архитектор должен быть координатором — человеком видения и профессиональной компетенции,— чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем,  возникающих
в связи с постройкой.
 
Архитектор обязан признавать влияние индустриализации и должен исследовать новые отношения, диктуемые социальным и научным прогрессом.
 
2. В век специализации метод важнее, чем информация. Обучение архитектора должно быть скорее «концентрическим», чем «секционным». По своему существу оно должно быть всеохватывающим на всем своем протяжении, добиваясь определенности метода, то есть ясности мысли и знания способов ее воплощения. Оно должно быть нацелено на усвоение студентом того, что только творческое отношение к действительности и независимость концепции приведут его к основополагающим убеждениям, в стороне от готовых формул.
 
Самое существенное — это единство воспитательной цели. Ее фокусом должен быть человек; его духовные и материальные потребности в соотношении с жизнью общества должны предопределять все стадии обучения студента. 
 
2 а. Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.
 
Общий идеал, к которому они все адресуются, должен превалировать над материальными и техническими средствами реализации замысла, ибо всякий художественный продукт должен быть частью органического целого, частью нашей сотворенной среды жизни в городе и деревне.
 
3. Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина.
 
Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях пластических искусств должны прежде всего научить студента видеть, воспринимать расстояние и схватывать человеческий масштаб. Такие дисциплины необходимы для обретения инстинктивной уверенности в организации трехмерного пространства и одновременного постижения его в понятиях структурной эффективности, экономии средств и гармонии внешнего вида.
 
4. Знание найдет дорогу к жизни только через индивидуальный опыт. Поэтому проектирование и строительство — чертежная доска и производство — должны быть тесно увязаны на всех уровнях. Строительная практика не должна быть самостоятельным прибавлением к нескольким годам академической подготовки. Она должна входить неотъемлемой частью в общую программу воспитания.
 
5. В первый год элементарная проектная и производственная практика должна    ознакомить    студентов с началами конструкции и «строительства» на базе трехмерных упражнений, выполняемых в материале и с инструментами. Одновременно с этим курс проектирования, включающий в себя актуальные проблемы, должен сконцентрировать всю активность группы на социальном пафосе усовершенствования жизни общества. Элементы планирования должны быть включены в эти разносторонние начальные занятия.
 
6. На втором и третьем годах проектно-конструкторский опыт, дополненный каникулярной строительной практикой и лабораторной деятельностью, соотнесет дальнейшую практику с растущим объемом знания. Понятие «практический опыт» характеризует работу не в конторе, а непосредственно на стройплощадке в качестве помощника прораба или контролера. Такая строительная практика — не менее чем шестимесячная — должна стать обязательной для каждой из ступеней архитектурной профессионализации. В нее должно включаться также знакомство со строительной промышленностью.
 
7. Строительству следует обучать как неотъемлемой части проектирования, они взаимозависимы. На них надо обращать равное внимание; студент не может двигаться вперед, не будучи сведущ и в том и в другом. Проектные и конструктивные проблемы должны быть соотнесены с реальными условиями участка и с требованиями эксплуатации здания. Их следует рассматривать как составную часть общественных проблем, включающих в себя все важные факторы экономики.
 
8. Студентов надо подготовить к работе в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий,— чтобы обучить их методам сотрудничества с другими. Это подготовит их к выполнению своей жизненной задачи в качестве координаторов усилий самых разных индивидов, вовлекаемых в замысел и исполнение общего плана и проекта данного сооружения. Природа группового сотрудничества скорее приведет студентов к доброкачественной, успешно скоординированной архитектуре, чем к безвкусному «трюкаческому» дизайну.
 
9. Занятия по истории лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, для того чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства. Они должны помочь созревающим студентам самим проанализировать условия возникновения художественных шедевров прошлого и показать, каким образом прошлая архитектурная концепция, запечатленная в сохранившихся образцах, родилась в свое время из соответствующей религии, социального окружения и средств производства.
 
10. В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены  достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве. Тенденция делать преподавателями молодых еще людей вредна. Только педагоги с большим личным опытом в состоянии проявить ту изобретательность, которая так необходима для стимулирования постепенного развития студента. Такое стимулирование есть лучшее, на что способно подлинное обучение, ибо именно оно заставляет учащегося стремиться проявить собственную инициативу. Каждый преподаватель по архитектуре и технологии производства должен при этом располагать правом и собственной практики как единственным средством обновления своего собственного взгляда на вещи. Без этого он наверняка быстро иссякнет как творческая личность, неминуемо превратившись в простого «руководителя».
 
11. Сравнительно небольшие по своим размерам, с числом учащихся, например, от ста до ста пятидесяти, архитектурные школы более плодотворны, чем большие. Самое ценное в обстановке школы — ее напряженная «атмосфера» — возникает в результате взаимного участия всех педагогов и учащихся в любой деятельности, и это достоинство легко утрачивается в школах большего масштаба, столь враждебных дружному сотрудничеству коллектива.
 
12. Качество преподавания прямо зависит от количества студентов, приходящихся на одного педагога. Воспитание архитектора требует индивидуального подхода к каждому, с тем чтобы помочь учащемуся осознать свое собственное индивидуальное дарование и пути его развития. Перегруженный преподаватель станет для своих студентов ничем. Число учащихся, приходящихся на одного педагога, не должно превышать двенадцати-шестнадцати человек. 
 
Во всех моих аргументах подчеркивается значение творческого фактора. А именно, что концепция поисков быстрее воспитывает творческого архитектора, чем голый интеллектуализм. Я верю в то, что именно такая программа приведет наших завтрашних архитекторов от наблюдений к открытиям, к собственным изобретениям и в конечном счете к интуитивному художественному выражению нашей современности.
 
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)